Права человека
В контексте противостояния между либеральным гуманизмом и христ. системой
Религиозные
По словам Патриарх Кирилл, права человека, с одной стороны, служат благу: именно под воздействием концепции прав человека на общественное мнение стран бывш. социалистического лагеря РПЦ освободилась от оков безбожия. Кроме того, права человека провозглашают борьбу с различными злоупотреблениями против личности. Но, с др. стороны, концепцией прав человека прикрываются ложь, неправда, оскорбление религ. и национальных ценностей (Права человека и нравственная ответственность. 2006. С. 7).
Центральным понятием совр. концепции прав человека является понятие «человеческое достоинство». Само слово «достоинство» означает — то, что заслуживает уважения и чести, и то, что имеет большую ценность.
В христианстве ценность человека незыблема, ибо человек — это творение Божие; в человеческой природе присутствует печать Самого Бога — Его образ (см.: Быт 1. 26). Даже грехопадение человека не умалило этой ценности. Бог сделал и продолжает делать все для спасения человека (Там же. С. 10). После сотворения человек не просто обладал ценностью перед Богом, но и своей жизнью соответствовал этой ценности —
Согласно теории т. н. нравственной автономии человека, человек сам определяет нравственные нормы поведения. Его автономия может быть ограничена только автономией др. человека. В этой идеологии отсутствует понятие греха, но есть плюрализм мнений,
Сам человек в состоянии греха, сохраняя представление о добре и зле, не всегда может ясно распознавать, что есть добро, а что есть зло: его разум, воля и чувства находятся в сфере действия греха и он может ошибаться в определении жизненных целей. Человек сохраняет эту способность распознавания с Божией помощью, через Его Откровение, содержащее свод нравственных правил.
У верующего человека вызывает сомнение тезис о том, что нравственный антропоцентризм является универсальным принципом, регулирующим общественную и личную деятельность,- для верующего важнейшим критерием, который помогает различать добро и зло, является совесть. «В народе недаром говорят: совесть — это голос Божий, ибо в голосе совести опознается человеком заложенный Богом в его природу нравственный закон. Но и этот голос может быть заглушен грехом. Поэтому человеку в своем нравственном выборе необходимо руководствоваться также внешними критериями, прежде всего — заповедями, данными Богом» (Права человека и нравственная ответственность. 2006. С. 13).
Проблематика прав человека, как и вопрос о взаимодействии между традиц. и либеральными стандартами, имеет прямое отношение к теме европ. интеграции. Говоря о моральных ценностях объединяющейся Европы, Святейший Патриарх Кирилл подчеркивает: «Совершенно очевидно, что эти ценности… стандартизированы на основе западного либерализма…» (Свобода и ответственность. 2008. С. 12).
Патриарх Кирилл настаивает на том, что европ. идентичность сформировалась прежде всего благодаря христианству, причем не только в его западном, но и в его восточном, правосл. варианте. «Европа лишается тех черт, которые ей придало христианство… Европа лишается своей души. Христианская душа Европы на протяжении столетий давала ей жизнь, делала ее удивительно притягательной для самых отдаленных стран и народов, придавала ее культуре универсальный характер. А утратив связь с христианством, Европа может в конечном итоге прийти к таким формам давления или даже насилия над личностью, которые всегда были для нее чуждыми. Россия, как мало какая другая страна, испытала на себе, насколько тяжелыми бывают для последствия отрыва от своих духовных корней — это грозит не только потерей цивилизацией своего облика, но и эскалацией насилия по отношению к личности, вопиющими нарушениями ее свободы и подавлением ее духовных запросов» (Вступительное слово на конференции «Дать душу Европе. Миссия и ответственность Церквей», 3 мая 2006 г. // РПЦ: Офиц. сайт ОВЦС).
Ключевым для дальнейшего развития Святейший Патриарх Кирилл считает «возвращение к христианскому смыслу европейских ценностей, подвергшихся секуляризации». К числу таких ценностей относится концепция прав человека,