Вера, религия, религиозность
Для Святейшего Патриарха Кирилла вера выражается прежде всего в образе жизни, построенной на послушании Богу, доверии к Его слову и исполнении Его заповедей. На вопрос, почему вера есть признак жизни, Патриарх Кирилл отвечает: «Да потому, что именно вера соединяет людей с Источником и Творцом жизни — с Богом. Вне Бога нет жизни. Он — „дух животворящий“ (1 Кор 15. 45) и обновляющий творение. „Се, творю все новое“ (Откр 21. 5),- говорит Господь» (Рождественское послание 1993 г. // Собрание трудов. Сер. 2. 2013. С. 7). «Вера — это не только традиции и обычаи, но реальный духовный опыт, убеждения и соответствующий этим убеждениям образ жизни» (Пасхальное послание 1998 г. (
Религия для Святейшего Патриарха Кирилла «есть способ установления связи человека с Богом на основе знаний, сообщенных Богом в Откровении… Откровение содержит сведения не только о Боге, но и знания о самом человеке, об окружающем его мире, о человеческом сообществе, а также о взаимоотношениях Бога и человека, Бога и Вселенной. Эта система знаний… и составляет мировоззренческую основу религии. Но религия — это не только знания и мировоззрение. В первую очередь это образ жизни в соответствии с этими знаниями». И на основе этих знаний человек развивает свою нравственную природу, реализует заложенный в ней образ Божий,
«Для того чтобы норма веры стала для человека нормой жизни, нужно иметь не только знания, но и реальный опыт жизни в Церкви, быть сопричастником ее Таинства» (Свобода и ответственность. 2008. С. 23). Когда вера захватывает все человеческое существо, когда она начинает жить в сердце, тогда человек чувствует Божие присутствие. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, «Бог является человеку уже не в логических построениях, не в интеллектуальных доказательствах, а в реальном опыте жизни, когда верующий чувствует присутствие Божие в молитве, во время принятия Святых Христовых Таин, когда это присутствие Господа в жизни столь явное, что человек постоянно ощущает его. Он точно знает, что в его жизни от Бога, где Божий дар. Он может точно сказать: вот это со мной произошло по милости Божией, по воле Божией, это Божие присутствие в моей жизни» (Слово за Божественной литургией в Светлый Вторник (
В христ. традиции существует представление о том, что религ. чувство присуще душе всякого человека. Однако, отмечает Святейший Патриарх Кирилл, не в каждом человеке это присущее ему религ. чувство проявляется. Оно — как музыкальный слух, которым в той или иной мере обладает каждый человек. «Когда религиозное чувство в нем возгрето, когда оно активно, то человек верует, когда же оно пребывает в бездействии — не верует» (Слово пастыря. 2005. С. 7). И как музыкальный слух, религиозное чувство можно развить. Для этого необходима прежде всего чистота ума, души и сердца человека.
Некоторые связывают религиозность только с внешним ее проявлением, однако и внешнее проявление религиозности важно, говорит Святейший Патриарх Кирилл: это «дисциплинирует ум и чувства человека, помогает выработке определенных навыков благочестия. Но самое важное совершается в нашем сознании и в нашем сердце». В центре жизни верующего — Бог; у нерелигиозного человека в центре мироздания он сам, его собственное «я». Если мы пытаемся предоставить Богу главное место в жизни, мы ограничиваем себя,
Противники религ. веры полагают, что вера в бессмертие уводит человека от решения стоящих перед ним земных задач, напротив, утверждает Святейший Патриарх Кирилл, вера во всеобщее воскресение и вечную жизнь помогает устроению земной жизни. Обостряя остроту духовного зрения, вера помогает увидеть ложь, помогает постичь смысл событий, происходящих с человеком, с обществом. «…Верующий человек имеет перед собой надежный компас, стрелка которого указывает единственно верное направление. Вера в Бога и в вечную жизнь дает силу и разумение отделять главное от второстепенного, позволяет именно главному посвящать свою жизнь. Вот почему подлинное, а не мнимое процветание Отечества мы связываем именно с возрождением веры в нашем народе» (Пасхальное послание 2004 г. (
Большое внимание Святейший Патриарх Кирилл уделяет теме соотношения между религией и наукой: «Религия формирует отношение человека к Богу, к окружающему нас миру и, в первую очередь, отношение к другим людям. Наука же изучает и описывает сотворенный Богом мир» (Вера и знание. 1998. С. 14), однако «это разные сферы бытия и различные методологии познания мира Божия». «…Нет противоречия между религиозной и научной картинами мира, как нет противоречия между математикой и музыкой, как нет противоречия между поэзией и химией, потому что каждая из этих областей деятельности человека описывает и изучает разные стороны бытия. Нельзя, опираясь на научные знания, отрицать Бога, так же, как нельзя, опираясь на религиозные знания, отрицать достижения науки»,- говорит Святейший Патриарх Кирилл (Слово за Божественной литургией в Светлый Вторник (
Под влиянием атеизма в течение долгих лет идею Бога, религ. веру постоянно ставили в зависимость от знания, и в частности от успехов естествознания. Предполагалось, что научные достижения, широко пропагандируемые через систему образования, способны вытеснить из человеческой жизни религ. чувство. Однако победить его оказалось невозможно не только атеистическим образованием, но даже гонениями: наличие или отсутствие веры не зависят ни от научных достижений, ни от уровня образования. Вопрос о существовании Бога лежит вне компетенции науки. Невозможно научно доказать или опровергнуть бытие Божие. Ибо это есть предмет веры (Слово пастыря. 2005. С. 8).
Вера «есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом»,- говорится в Послании к Евреям (Евр 11. 1). Свт. Филарет (Дроздов) Московский объясняет этот текст в своем Катехизисе замечательной фразой, которая хорошо известна всем семинаристам, отмечает Святейший Патриарх Кирилл: вера «есть уверенность в невидимом — как в видимом, в желаемом и ожидаемом — как в настоящем» (Филарет (Дроздов), митр. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Введение. 6). Вера есть осознание присутствия Божественной реальности в нашей жизни, не требующее никаких доказательств. Если есть доказательства — нет веры, а есть знание. Фома ведь не поверил — он просто дотронулся до тела Спасителя, он мог вложить свои пальцы в Его язвы. Это была не вера, это было знание, почему Господь и говорит: «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин 20. 29). Вера есть совершенно особое состояние человека. Она распространяется на все силы человеческой природы (Слово за Божественной литургией в Светлый Вторник (
Неужели можно всерьез думать, что наши добродетели могут открыть нам врата рая? — Да никогда. Никогда не наберется у нас столько добродетелей,- говорит Святейший Патриарх Кирилл - Бог открывает перед нами врата вечности в ответ на нашу веру, и если вера искренняя, то и делам нашим поверят, ибо „вера без дел мертва“ (Иак 2. 20, 26, см.: 2. 17)». Поскольку Бог даровал нам свободу, Он не желает спасти нас без нашего участия, поэтому и требует от нас веры. Но, по словам свт. Иоанна Златоуста, «одна вера не может ввести нас в Царство Небесное» (Ioan. Chrysost. In Ioan. 3). Даже она не открывает врата рая — их открывает только Бог, подобно тому, как Он совершил чудо, избавив от болезни немого юношу, когда его родитель со смирением в ответ на слова Спасителя сказал: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк 9. 24) (Слово по окончании Божественной литургии в неделю четвертую Великого поста (
«Неверие присутствует в истории человечества на протяжении всей его истории. Но вчерашний безбожник может стать горячим в вере человеком. …Поэтому, думая о людях неверующих, мы не осуждать их должны,- наставляет Святейший Патриарх Кирилл,- а молиться о них — о наших неверующих мужьях или женах, о наших неверующих детях или родителях,- и все силы полагать на то, чтобы наш опыт веры стал близким и понятным для них и для миллионов других людей» (Слово за Божественной литургией в Светлый Вторник (