Бог. Природа Божественного
Вопрос о Боге не только главный вопрос всей человеческой жизни (Слово пастыря. 2005. С. 10), но и самый сложный вопрос, поскольку непостижимость Бога является вызовом для человеческого ума. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, если бы правы были Вольтер и его последователи, утверждавшие, что человек создал Бога по своему образу и подобию, то такой Бог был бы абсолютно доступен человеческому пониманию, ибо человек не может помыслить то, чего сам не понимает. Откровение о природе Божественного в НЗ воспринимается человеческим разумом как непостижимая тайна. «…Бог и человек суть величины несоизмеримые, потому что критерии человеческого мышления, которые основываются на опыте нашей жизни, неприменимы к познанию Божественной тайны. …человек, будучи не способен проникнуть в глубину этой тайны, может лишь прикоснуться к ней и благоговейно об этой тайне свидетельствовать» (Слово пастыря. 2005. С. 87).
Непостижимым для человека представляется утверждение о том, что Бог един, но в то же время имеет три Лица, или Ипостаси,- это понимание Св. Троицы является краеугольным камнем христ. богословия; сочетание единства и множественности в нем остается для человеческого воображения непознаваемой тайной (Там же. С. 86). И вместе с тем стремление к познанию даровано человеку Богом. Вся история человечества — это «история Богоискания, ибо главный вопрос жизни, вопрос о Боге, всегда мучил людей. История человеческой цивилизации дает яркую картину подобных поисков. Самые значительные произведения искусства: архитектуры, скульптуры, живописи, музыки — так или иначе связаны с поисками Божественного» (Там же. С. 11). Человек не может перейти границу, отделяющую его от Бога, но эту границу может перейти Бог, открывающий Себя человеку. Бог открывает Себя людям чистым сердцем; Он открывает Себя «также тем, кто ищет Его, напрягая свою мысль, кто развивает, образовывает свой ум, кто обладает высокими знаниями, ибо знание способно приблизить человека к пониманию бытия Божия. И часто свидетельство таких образованных верующих людей является очень важным для всего народа, всего общества» (Слово за Божественной литургией в навечерие Рождества Христова (