Человек
«Образ Божий,- говорит Святейший Патриарх Кирилл,- заложен в природу каждого человека, и даже самый последний грешник и самый отъявленный преступник несут в себе этот Божественный образ. Но человек своей злой волей может его разрушить — „Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений“, но надеюсь на спасение, как мы обращаемся ко Господу во время чина отпевания. Для того чтобы стать наследником Царства Небесного, необходимо таким образом родиться от Духа, чтобы этот Божественный образ стал в нас живым, действенным началом, преобразующим греховное начало человеческой природы, подчиняя его началу Божественному». Чтобы это происходило, нужна постоянная связь человека с Богом. Все, что мы делаем,- делаем настолько, насколько Бог дает нам делать это (Слово по окончании Божественной литургии в четверг Светлой седмицы (
Через Иисуса Христа во Св. Духе мы становимся детьми Божиими. «А если дети,- говорит ап. Павел,- то и наследники, наследники Божии…» (Рим 8. 17). Что же дало человечеству это усыновление? Изменился ли мир с пришествием в него Спасителя? Стали ли люди счастливыми?- вопрошает Святейший Патриарх Кирилл. И отвечает: мир не стал лучше, и жизнь человеческая едва ли стала счастливее;
«Если Бог за нас, кто против нас?»,- говорит ап. Павел (Рим 8, 31); если Бог с нами, то «кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Рим 8. 35). «Нет такой силы, которая была бы способна победить Бога, а значит, перечеркнуть то, что совершил в истории Господь наш Иисус Христос. Его дело непреодолимо и непобедимо» (Рождественское послание 2000 г. // Там же. С. 24).
Святейший Патриарх Кирилл выделяет 3 непременных условия самосовершенствования человека.
Призванные не только к личному совершенству, но и к хранению и совершенствованию окружающего нас мира, мы должны содействовать всему, что умножает добро и пресекает зло, говорит Святейший Патриарх Кирилл. Библейское повествование о творении свидетельствует о том, что Бог сотворил мир незавершенным и предназначил человека возделывать и хранить его (Быт 2. 15), «соучаствуя с Ним, Творцом, в совершенствовании и завершении творения», человек призван