Единство Церкви. Соборность
По словам Святейшего Патриарха Кирилла, Церковь созидается по образу Божественного триединства. «Ее Основатель взывает к Небесному Отцу в Своей первосвященнической молитве: „Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино“ (Ин 17. 21). Таким образом, Божественное Откровение раскрывает нам сущность Церкви как осуществленной любви, выражением чего является единство множества входящих в нее личностей, при том, что каждая личность становится выразителем этого единства, обнаруживая себя в других и других в себе» (Богословие единства в православной экклезиологии / ЛДА. [Л., 1980]. Ркп. С. 2). Патриарх Кирилл рассматривает учение о Св. Троице как основание экклезиологии в историческом аспекте, доводя это рассмотрение до XIX—XX вв. Православные богословы (М. Д. Муретов, свящ. Павел Флоренский, прот. Сергий Булгаков), развивая святоотеческую традицию, в своих произведениях говорили о нравственной составляющей «основе всех основ» — Троица в единице и единица в Троице.
Православное сознание, т. о., предложило «миру разобщенных индивидуумов», говорит Святейший Патриарх Кирилл, «образы беспредельной жертвенной любви» (Там же. С. 10).
Единство христиан друг с другом и со Христом образует «мистическую онтологическую реальность», к-рая в Свящ. Писании называется Телом Христовым. «Внутренняя сущность мистического Тела Христова непостижима для ограниченного человеческого ума,- говорит Святейший Патриарх Кирилл,- но откровение о Церкви содержит ясное утверждение: через таинственное Тело Христово люди приобщаются Божественной природы, соединяются друг с другом и становятся причастниками Божиего Царства» (Свидетельство и служение. 1980. С. 45).
В единстве, связующем членов Церкви, «таинственно отображается единосущие Св. Троицы (Ин 17. 21–23)», поэтому его не могут определять ни мировоззренческие, ни правовые, ни культурные, ни политические и никакие другие человеческие факторы (Там же).
Одно из главных понятий правосл. учения о Церкви — понятие соборности, по словам Патриарха Кирилла, отображает в видимом служении невидимую природу Церкви, к-рая по образу Св. Троицы соединяет людей и, являясь богочеловеческим организмом, по образу Воплощенного Сына Божия соединяет божественное и человеческое. Одним из проявлений соборности является консилиарность. Она проявляет себя в жизни общины, епархии, Поместной Церкви и, наконец, всей семьи Православных Церквей. Мы понимаем соборность так же как «кафоличность»,- подчеркивает Святейший Патриарх Кирилл,- то есть всеобъемлющее и универсальное служение, которое несет миру Церковь, как ее способность охватить все народы и каждого человека» (L'Évangile et la liberté. 2006. P. 44).