Христианская нравственность
Учение Христа Спасителя, отмечает Святейший Патриарх Кирилл, заключает в себе конкретные нравственные требования, нормы, без к-рых человеческая жизнь лишается смысла, превращается в нечеловеческую жизнь. Забвение этих норм порождает вседозволенность, бездушный эгоизм, черствость, жестокость; порождает ложные и даже опасные жизненные идеалы.
Евангельские нравственные нормы не навязаны людям. Они являются выражением нравственного закона, к-рый Бог вложил в природу человека и о к-ром каждому свидетельствует его совесть. Это Богом созданное нравственное начало в человеке помогает людям отличать добро от зла и совершать дела добра и правды, даже не зная евангельских заповедей (ср.: Рим 2. 14–15). Однако Евангелие подчеркивает непреходящее значение нравственных норм для достижения цели человеческой жизни и напоминает о нравственности тогда, когда голос совести заглушен грехом и не может различать добро и зло (Пасхальное послание 1998 г. (18.04.1998) // Там же. С. 121–122). Согласно Святейшему Патриарху, «личная этика составляет сердцевину христианской нравственности. Ориентация на личность, обращение к духовному опыту индивидуума есть главный вектор христианского послания, ибо оно адресовано каждому человеку и преследует цель преображения его души. Однако эти спасительные перемены нашего внутреннего мира осуществляются не в изоляции от внешней среды, не в особых лабораторных условиях, но в реальном и живом контакте с окружающими людьми: в первую очередь в семье, в коллективе, в обществе, наконец, в государстве. Невозможно оставаться христианином за дверью собственного дома, в кругу семьи или в уединении своей кельи и переставать быть им, поднимаясь на профессорскую кафедру, усаживаясь перед телевизионной камерой, голосуя в парламенте и даже приступая к научному опыту. Христианская мотивация должна присутствовать во всем, что составляет сферу жизненных интересов верующего человека» (Свобода и ответственность. 2008. С. 21).
Патриарх Кирилл совершает заупокойную литию на станции метро "Лубянка".
Москва. 13 апр. 2010 г.
Когда говорят, что нравственность сформировалась в результате эволюционного процесса, в т. ч. политического, культурного,- это не соответствует истине, утверждает Святейший Патриарх Кирилл «И если бы культурная эволюция определяла нравственную природу человека, не было бы общечеловеческих ценностей, о которых так любят говорить в том числе и люди либеральных взглядов. Само понятие общечеловеческой ценности обращает наше внимание на божественную природу нравственности» (http://rus.ruvr.ru/2014_01_28/exvideo-Patriarh-Kirill-Segodnja-ponjatie-semi-ispitivaetsja-na-prochnost-8084/). Традиционные, или вечные, ценности — ценности веры, любви, долга, ответственности, солидарности — восходят к дохрист. представлению о естественных нравственных нормах, к-рые не установлены людьми, но вложены Богом в природу человека и поэтому не зависят от конкретных условий общественного бытия (Там же).
Имея в своей природе эти вечные ценности, человек, к-рый не может коренным образом изменить жизнь к лучшему и освободиться от греха, тем не менее должен сохранять надежду. «Ибо мы спасены в надежде»,- говорит ап. Павел (Рим 8. 24). А это означает, что у каждого человека — и у святого, и у последнего грешника — есть надежда получить дар Божией любви, а вместе с ним — прощение, помощь, поддержку, укрепление сил. И каждый человек, к-рый чувствует присутствие Бога в мире, к-рый обращается к Богу с верой, знает, что Бог разделяет с ним Свою любовь. Мы отвечаем Богу, Его любви своей верой и своей надеждой («Праздник надежды»: Обращение к читателям ж. «Православная беседа» // Православная беседа. 2009. № 6. С. 9). «Надежда — одна из величайших христианских добродетелей. Она в конечном счете есть уверенность в том, что Бог всегда поможет нам там, где не хватает наших собственных сил» (Слово по окончании великого повечерия во вторник первой седмицы Великого поста (24.02.2004) // Собрание трудов. Сер. 2. 2013. С. 370). «Ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак 5. 11). Господь сострадателен к людям не только тогда, когда они страдают безвинно, но и когда их горести возникли как результат их собственных ошибок. Христианское милосердие является отображением в делах человека Божественного милосердия (Слово по окончании великого повечерия во вторник первой седмицы Великого поста (11.03.2003) // Там же. С. 322–323).
Милосердие не руководствуется ни религ., ни национальными, ни к.-л. др. интересами. Для пояснения этой мысли Святейший Патриарх Кирилл обращается к притче, рассказанной Христом, о милосердном самарянине (Лк 10. 30–37). Когда Господь спрашивает законника, кто же был ближний пострадавшему от разбойников иудею, то тут же получает ответ: «оказавший ему милость». Не люди одной с ним веры и национальности, а именно этот самарянин, человек совершенно чужой, воспринимавшийся как враг, стал ближним. И только потому, что проявил милосердие («Кто наш ближний?»: Обращение к читателям журнала «Православная беседа» // Там же. С. 372).
Христ. отношение к ближним включает в себя заботу о своей стране, своем народе, своем доме. С любви к ближнему, отмечает Патриарх Кирилл, начинается миролюбивое отношение и к др. народам, а отсутствие любви к ближнему становится причиной озлобления, к-рое находит выход в проявлениях национальной нетерпимости. Церковь воспитывает уважение к др. народам, напоминая, что все люди происходят от одного праотца Адама и ради каждого человека, независимо от его национальности, принес Свою жертву Спаситель мира («Стяжи дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя» // ЦиВр. 2005. № 1(30). С. 8).
Патриарх Кирилл в доме для детей-инвалидов при Вознесенском Банческом мон-ре.
Черновицкая обл. Украина. 2 окт. 2011 г.
Проповедуя приоритет вечных духовных ценностей, Церковь призывает верующих и к бережному отношению к временным, но реальным ценностям сотворенного Богом мира: к природе, к культурному наследию, к-рое веками созидалось нашими предшественниками. «Быть хранителями духовных сокровищ и традиций Православия,- по словам Святейшего Патриарха Кирилла,- означает активно преображать себя, свой внутренний мир, а также поддерживать красоту и гармонию окружающего нас мира и устроять их там, где они разрушены злой человеческой волей. Таково призвание и такова ответственность христианина» (Пасхальное послание (23.04.2011) // Собрание трудов. Сер. 2. 2013. С. 220).
Труд есть величайшая христ. добродетель. «Зависимость личного, семейного и общественного процветания от усилий каждого из нас,- говорит Святейший Патриарх Кирилл,- очевидна. А потому Церковь сегодня особенно горячо призывает народ к добросовестному и эффективному труду, к повышению своего образовательного и профессионального уровней. Но имеет ли все это отношение к делу спасения, которое является главным делом Церкви? Имеет, и самое непосредственное, потому что труд есть непременное условие не только материального, но и духовного благополучия человека» (Рождественское послание 2007 г. (5.01.2007) // Там же. С. 46). Мы идем по пути спасения, когда возносим хвалу Богу не только молитвами и песнопениями, но и добрыми делами во благо ближнего, во благо своего народа, во благо Церкви. Такой труд — радостный труд во имя Христово, он преобразует окружающий мир и нас самих: мы достигаем сплоченности, работая не по принуждению и не ради корысти, но движимые искренним желанием творить доброе и полезное. «Тем самым мы совместно служим Создателю, претворяя в жизнь Его волю» (Рождественское послание (7.01.2011) // Там же. С. 104).
Патриарх Кирилл в одесском Успенском Патриаршем муж. мон-ре.
22 июля 2010 г.
Целомудрие представляет собой великую христ. и общечеловеческую добродетель; оно имеет прямое отношение к качеству жизни человека, к состоянию его души. «Целомудрие — это такой мудрый образ жизни, который направлен на устранение всякого нравственного изъяна, на сохранение полноты и целостности внутреннего мира человека. Целомудрие — это образ жизни, который защищает человека от повреждения. Совершенно не случайно эта добродетель связана с плотской чистотой, а нарушение целомудрия именуется блудом, или прелюбодейством, которые разрушают и целостность человеческой жизни, и саму личность. Когда обращаешь эти слова к современным людям,- говорит Святейший Патриарх Кирилл,- многие не могут понять, о чем идет речь, потому что блуд, как и прелюбодеяние, перестали отождествляться в их сознании с грехом, превратившись всего лишь в одну из возможных и допустимых моделей поведения. Пытаясь оправдать свой греховный образ жизни, они утверждают, что они никому зла не приносят: мол, это их личное дело. Современная массовая культура, к сожалению, поддерживает сегодня именно такую позицию погрязшего в греховном болоте человека, а не Божественную заповедь, о которой в Священном Писании сказано: „никакой блудник, или нечистый… не имеет наследия в Царстве Христа и Бога“ (Еф 5. 5)» (Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в среду первой седмицы Великого поста (9.03.2011) // Собрание трудов. Сер. 2. 2013. С. 623). Особым образом, утверждает Святейший Патриарх Кирилл, должен хранить целомудрие монах, потому что он понимает, ради чего дает обеты: монах посвящает свое целомудрие Богу. «Это его жертва, жертва очень непростая; соблюсти целомудрие гораздо труднее, чем выстоять долгую службу с поклонами, гораздо сложнее, чем есть только хлеб и пить только воду. Монах отдает себя Господу как жертву чистую, непорочную и в ответ на это обретает силу благодати, иногда даже сверхъестественную силу — способность прозревать души других людей, вносить в них умиротворение, давать мудрые советы» (Там же. С. 624).
В молитве прп. Ефрема Сирина, отмечает Святейший Патриарх Кирилл, мы обращаемся к Господу с такими словами: «Дух же смиренномудрия даждь ми». «Смирение и смиренномудрие являются тождественными понятиями. Но слово «смиренномудрие» помогает лучше понять смысл смирения, потому что в нем соединяются два слова — «смирение» и «мудрость».
В совр. культуре, оторвавшейся от своих христ. корней, понятие смирения носит негативный характер. В лучшем случае люди не понимают, замечает Святейший Патриарх Кирилл, о чем идет речь, в худшем — под смирением понимают слабость, а смиренного человека воспринимают как жалкого, безвольного, неспособного достичь поставленных целей (Слово по окончании великого повечерия в среду первой седмицы Великого поста (9.03.2011) // Там же. С. 625).
Наука и техника сегодня, считает Святейший Патриарх Кирилл, дают людям колоссальные возможности творить добро или зло, вовлекая в свою деятельность силы природы. «Но добро и зло суть категории нравственные, они принадлежат внутреннему миру человека, обнаруживаясь вовне через те или иные поступки. Не являются ли в таком случае бедствия, царящие в мире, результатом внутренней болезни человечества? Не обнаруживают ли кризисные последствия научно-технического прогресса отсутствие прогресса духовного, не суть ли они свидетели все более расширяющейся пропасти между интеллектуальным и нравственным состоянием мира? Создается впечатление,- говорит Святейший Патриарх Кирилл,- что между развитием современной цивилизации и духовным упадком личности установилась какая-то взаимозависимость» (Свобода и ответственность. 2008. С. 55). Научно-технический прогресс представляет человеку более комфортабельный образ жизни и более легкие средства к существованию. Это толкает людей, не имеющих устойчивых нравственных норм, к тому, чтобы добиваться еще больших материальных благ, что приводит к изменениям в сфере этических ценностей: мораль представляется ненужной, обременительной. Но забвение моральных ценностей еще больше повышает их значимость. Человек сосредоточивается на собственном благосостоянии, игнорирует интересы др. людей, доходя до полного небрежения к человеческой жизни. «Именно это и происходит сегодня в мире, составляя духовно-нравственную суть многообразных кризисов,- утверждает Святейший Патриарх Кирилл - Можно сказать, что современные кризисы отображают в себе нарушение той гармонии бытия, каковая достигается осуществлением в человеческой жизни абсолютных нравственных ценностей. А потому, не преуменьшая роли хорошо известных политических, экономических, исторических и прочих факторов, определяющих лицо современных кризисов, следует сказать, что породившие их первопричины сокрыты в области человеческого духа, в области нравственности» (Там же. С. 56). И никакие реформы, говорит Патриарх Кирилл, не должны разрушать нравственность, к-рая является самой фундаментальной ценностью, потому что без нравственности нет человеческой личности. Необходимо так модернизировать страну, чтобы сохранять и укреплять нравственное измерение личной, семейной и общественной жизни (Задача Церкви — нести слово правды Божией // ЖМП. 2010. № 1. С. 36).
Святейший Патриарх Кирилл убежден, что «нравственность сегодня — средство выживания человеческой цивилизации» (Благовестие и культура. 1998. С. 21), ибо все известные негативные явления в жизни семьи, общества и гос-ва проистекают из одного источника — «человеческой личности, переживающей кризис религиозно-нравственной идентичности» (О проблемах духовного образования // ЦиВр. 2006. № 1(34). С. 29).