Спасение
Не нарушая Своего замысла о творении, не изменяя природы человека, не ограничивая его свободы, а следов., и не исключая возможности греха, Бог тем не менее спасает человеческий род — Он спасает его Своей любовью. Всемогуществом Своей любви Бог сотворил мир и любовью же Он спасает мир от греха и смерти, говорит Святейший Патриарх Кирилл, «Он дарует людям Свою энергию, Свою благодать. Он делится с ними даром Своей Божественной жизни. И эта благодать, эта энергия, духовно питая людей, помогают им через покаяние и молитву преодолевать грех и смерть» (Рождественское послание 2004 г. // Там же. С. 33–34).
Все, что совершает христианин, положительный смысл приобретает только тогда, когда служит делу спасения. Сотериологическое измерение для христианина, по словам Патриарха Кирилла, есть истинное измерение человеческой жизни, так же как сотериологический критерий — единственно непреходящий критерий для оценки своих собственных поступков, поступков др. людей, а также тех событий в личной и общественной жизни, которые касаются духовной жизни человека (Свидетельство и служение. 1980. С. 42). «Спасение, которое Бог во Иисусе Христе принес людям, начинается здесь, на земле, в условиях повседневного бытия,- утверждает Святейший Патриарх Кирилл - Это означает, что именно в этих условиях формируется то состояние нашего духа, которое переходит в вечность. Если мы созидаем рай в наших душах, если трудимся для сохранения красоты окружающего нас мира и гармонии бытия (Быт 2. 15), то не только делаем нашу земную жизнь более счастливой, но и обретаем надежду на вечную жизнь с Богом» (Рождественское послание 2007 г. (
По мысли Святейшего Патриарха Кирилла, нельзя обрести спасение без креста,
Даже когда мы согрешаем, когда своим грехом воздвигаем преграду между нами и Господом, Он идет нам навстречу. И если у нас есть вера, то мы всё можем. Мы можем молить Господа, чтобы Он простил нам наши грехи, исцелил от болезней, даже самых тяжких и неисцелимых, чтобы Он дал нам полноту жизни, мир, покой, радость (Слово по окончании Божественной литургии в праздник Рождества Христова (