Свобода человека
Поскольку Бог обладает абсолютным разумом, то и человеку, к-рого Он создал по Своему образу, Он уделил частицу Своего разума; поскольку Бог является абсолютной свободой, то и человека Он наделил свободой, говорит Святейший Патриарх Кирилл. Вместе с тем человек не рождается безгрешным; греховность, как и свобода, заключается в природе человека. Нельзя, считает Патриарх Кирилл, согласиться с мнением Д. Дидро, к-рое Святейший Патриарх Кирилл называет «прекраснодушным взглядом на человека», что человек приходит в мир чистым и лишенным порока. Отсюда следовало, что не надо мешать человеку, он сам разовьется; любые ограничения, в т. ч. религиозные, связывались с понятием «тирания». Такие взгляды, по словам Патриарха Кирилла, вначале вошли во франц. политическую культуру, а затем после Французской революции были усвоены частью российской элиты. Само существование христ. морали стало восприниматься как тирания над личностью.
Сама по себе свобода — великий Божий дар. Бог не запрограммировал человека на добро. Человек волен выбирать добро или зло. «…Свобода, как говорит слово Божие, есть, в первую очередь, свобода от греха, свобода от зла. Если мы делаем выбор в пользу добра, тогда свобода реализуется в соответствии с Божиим замыслом. Тогда и созидается личность» (Христианское понимание свободы в современном обществе // ЦиВр. 2010. № 2(51). С. 9–13).