Свящ. Писание и Свящ. Предание
Богодухновенная Книга, каковой является Свящ. Писание, не предназначена для развлекательного чтения, не является она и учебником, содержание которого нужно выучивать наизусть. Чтение Свящ. Писания преследует особую цель — воспитание ума человека в его взаимодействии с Божественными истинами. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности…»,- поучает ап. Павел (2 Тим 3. 16). Сам процесс чтения Слова Божия, считает Святейший Патриарх Кирилл, есть таинство, священнодействие, ибо, по словам Спасителя, «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф 24. 35).
Вынос Евангелия и чтение Свящ. Писания в храме очень торжественны — в этом сказывается отношение к нему: прислужники со свечами выходят на середину храма, затем протодиакон или диакон благоговейно износит из алтаря напрестольное Евангелие, затем совершается особая молитва о вразумлении слушающих, после чего звучит возглас «Премудрость!», и священник или диакон зачитывает «в слух народа» соответствующее дню или событию зачало Свящ. Писания. Ибо, по слову апостола, рождается «вера — от слышания, а слышание — от слова Божия» (Рим 10. 17).
Конечно, мы не можем обставлять у себя дома чтение Писания
Свт. Тихон Задонский наставлял: убедись истинно, что Святое Писание есть слово Божие и оно обращено к тебе, как и ко всякому человеку. Дано оно тебе для получения вечного спасения: поэтому ищи спасения в Слове Божием (Тихон Задонский, свт. Письма посланные. 1: Какое первое наше дело? // Творения. М., 18895. Т. 5. С. 243). Глубоко убежден, говорит Святейший Патриарх Кирилл, что этот совет имеет такое же значение сегодня, как и тысячу лет назад, а может быть, даже и большее. Без чтения Свящ. Писания, без размышления над ним у человека не могут сформироваться христианские убеждения, его религиозность будет поверхностна; она не будет затрагивать глубин его души, будучи обращенной больше к обрядовой стороне (Слово за Литургией Преждеосвященных Даров в среду первой седмицы Великого поста (
Предание — ключевое понятие, которое определяет бытие правосл. Церкви на протяжении веков, это «откровение, передаваемое из поколения в поколение» (Слово пастыря. 2005. С. 15). «Предание является нам как совокупность вероучительных и нравоучительных истин, которые через свидетельство святых апостолов приняты Церковью, сохраняются ею и развиваются применительно к обстоятельствам ее исторического существования и вызовам, обращенным к Церкви различными эпохами. Коротко говоря, Предание есть живой благодатный поток веры и жизни в лоне Церкви. Предание — явление нормообразующее, ибо оно есть не что иное, как норма веры. Это означает, что понятие нормы выступает в качестве важнейшей характеристики веры. Ибо всякий отход от Предания понимается нами прежде всего как нарушение нормы веры, или, говоря кратко, как ересь» (Свобода и ответственность. 2008. С. 22).
Критерию правосл. образа жизни соответствует укорененность его в Предании Церкви. «Лишь жизнь в соответствии с Преданием как с нормой веры может расцениваться как истинно православная жизнь» (Там же. С. 23). Залогом преемственности церковной жизни является связь с прошлым через особые воспоминания. Если бы история не оживала в религ. опыте каждого последующего поколения, то не существовало бы и предания Церкви — живого предания,
Реформация отказалась от нормативного значения Предания в сфере христ. вероучения. Протестантизм перестал считать Предание критерием истины, заменив его личным пониманием изучающего Свящ. Писание, личным религ. опытом. «Протестантизм, по сути, является либеральным прочтением христианства» (Свобода и ответственность. 2008. С. 27).
Свящ. Предание, говорит Святейший Патриарх Кирилл, есть «квинтэссенция христианской традиции, восходящей к Апостольскому веку. Из этого с неизбежностью следует, что не признающий Священного Предания тем самым отрицается нормативного значения веры, содержащейся в традиции» (О проблемах духовного образования // ЦиВр. 2006. № 1(34). С. 31).