Миссионерское служение
Святейший Патриарх Кирилл подчеркивает, что призывы усилить наше служение миру через проповедь, через евангелизацию, через миссию, через научение не являются чем-то новым, они проистекают из слов Спасителя: «…идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28. 19), к-рые в нашей совр. жизни имеют особую актуальность. У Церкви нет никаких иных способов воздействовать на сознание людей — только словом, исполненным любви и правды. Но эта миссия Церкви имеет очень важное значение для всего человеческого рода, даже если слово это произносится наперекор общему мнению мира. И важно, говорит Патриарх Кирилл, чтобы это слово звучало, потому что, пока оно звучит, люди его слышат и встают в ряды тех, кто идут против общего потока; чем больше таких людей, тем сильнее поток идущих к Царствию Божию. Церковь, которая продолжает служение апостолов, призвана сегодня делать то же самое — накапливать духовную силу в своих общинах через совершение Божественной службы, через молитву, через взаимное общение, а затем, выходя в мир, нести этому миру апостольское послание в вере и надежде на то, что Бог будет помогать спасаемым в Церкви, как делал Он это в дни св. апостолов. «Церковь не смешивается с миром, но она призвана воцерковлять мир. Она призвана нести в мир величайшее свидетельство, которое она получила от святых апостолов… веря, что апостольское служение Церкви, в которое вовлекаются иерархи, священнослужители и миряне, никогда не пресечется до скончания века» (Крест — наша свобода и совершенный венец // Собрание трудов. Сер. 2. 2013. С. 691–692).
По словам Святейшего Патриарха Кирилла, «мы несем свидетельство о спасении каждому человеку, вне зависимости от его социального положения, материального достатка, от того, какое место в социальной иерархии он занимает. Душа каждого человека обладает совершенно уникальными характеристиками. Каждый человек уникален. И что еще очень важно помнить: мы все равны перед Богом. Внешние и социальные различия, богатство, одежда — это все наши человеческие игрушки. А когда мы предстанем пред Господом, то этих внешних атрибутов, которые отличают нас друг от друга здесь, на земле, не будет. Мы предстанем пред Господом такими, какие есть, и будем стоять рядом — вне зависимости от того, министр ты или бомж» (Из интервью корреспонденту телеканала «Вести» (20.04.2009) // Там же. С. 177).
Православные соседствуют и взаимодействуют в России с мусульманами, иудеями, буддистами, с представителями др. христ. конфессий. «Практически на протяжении всей истории нашей страны подобные религиозно-культурные пересечения никогда не носили деструктивного характера. В контексте русской цивилизации различные нормы, стандарты и традиции существования чаще всего не противополагались, но сополагались друг другу. И потому русские православные люди всегда жили с инородцами и иноверцами мирно. Исключения бывали только в тех случаях, когда чужая вера и чуждые стандарты жизни навязывались нашему народу силой или посредством прозелитизма» (Свобода и ответственность. 2008. С. 24).