Взгляды

«За всю свою жизнь я вынес, может быть, самый главный урок для себя: Бог очень близок к нам. Он так близок, что мы даже себе этого не представляем. Сила Божья совершается в человеческой немощи.»

Проблема соотношения традиционных и либеральных ценностей

На рубеже XX и XXI вв. Святейший Патриарх Кирилл поднял фундаментальную мировоззренческую проблему соотношения традиции и либеральных ценностей. Перед Западом и Востоком стоит труднейшая, но отнюдь не безнадежная задача нахождения баланса между прогрессом в сфере соблюдения прав личности и меньшинств, с одной стороны, и сохранением национально-культурной и религ. идентичности народов — с другой. Реальная подоплека военно-политических, культурно-религ., национальных и иных противостояний в посткоммунистическую эпоху состоит в том, что консервативное начало, традиционалистское мировосприятие, оказывает сопротивление активному утверждению неолиберальных ценностей (Обстоятельства нового времени. 1999. С. 79–80). Либеральный стандарт навязывается странам и народам для организации их внутренней жизни.

«Либеральный стандарт исходит из презумпции свободы индивидуума как цели и средства человеческого существования, а также из утверждения абсолютной ценности личности» (Свобода и ответственность. 2008. С. 28). Правосл. же традиция настаивает на том, что Господь, сотворивший человека по образу и подобию Своему, даровал ему свободу воли. Свобода человека, т. о., предопределена Божиим замыслом, и нарушение ее есть грех. Истинную свободу человек обретает по мере того, как освобождается от греха, от темной власти инстинкта и злого начала. Свобода дарована человеку для того, чтобы он имел возможность сделать выбор в пользу подчинения абсолютной и спасительной воле Божией. Соединение с Богом через свободное всецелое подчинение Ему есть уподобление Ему в святости — в этом назначение великого дара свободы (Там же. С. 29). Бог благоволил сообщить Свое свойство свободы роду человеческому. «Либеральная идея не призывает к освобождению от греха, ибо само понятие греха в либерализме отсутствует. Греховные проявления человека допускаются, если они не входят в противоречие с законом и не нарушают свободы другого человека. Либеральная идея как бы провоцирует раскрепощение греховного индивидуума, а значит, высвобождение потенциала греха в человеческой личности» — суверенной, автономной, ни от кого, кроме себя, не зависящей личности (Там же. С. 29–30). «В этой своей части либеральная идея диаметрально противоположна христианству. Не погрешив против правды,- заключает Патриарх Кирилл,- ее можно охарактеризовать как антихристианскую» (Там же. С. 30).

Совр. концепция либерализма давно перестала быть лишь философской идеей и получила свое продолжение и развитие во всех сферах жизни человечества — в экономике, политике, праве, религии, общественных отношениях, социальном устройстве (Там же). Проблема соотношения между традиц. и либеральными ценностями должна обсуждаться, считает Святейший Патриарх Кирилл, не только в сфере межгос. отношений, но и в области проблем личности и современного общества (Норма веры как норма жизни: Проблема соотношения между традиционными и либеральными ценностями в выборе личности и общества // ЦиВр. 2000. № 2(11). С. 204).

Существует неск. поведенческих моделей, формирующихся в ответ на вызов тоталитарного либерализма, навязываемого зап. цивилизацией. Первую из них Патриарх Кирилл называет «изоляционистской»: «Ее сторонники предлагают широкими вратами войти в узкое национально-религиозное гетто, где и затвориться от внешнего врага, пестуя свою идентичность и всеми возможными способами оберегая ее от чуждых тлетворных влияний изменяющегося мира. Эта точка зрения присутствует как в некоторых политических кругах, так и среди определенной части нашей церковной общественности. Однако возникает вопрос: может ли быть эффективным и жизнеспособным изоляционизм в условиях открытого и взаимопроницаемого мира, вступившего в эпоху научной, экономической, информационной, коммуникационной и даже политической интеграции?.. возможно ли, что называется, своими руками отправить в изоляцию, в некий затвор великую Церковь и великую страну? Не означал бы к тому же подобный выбор отказа от завещанной Церкви Самим Христом Спасителем миссии свидетельствовать Истину перед лицом всего мира?» (Там же. С. 212).

Другая поведенческая модель заключается в том, чтобы взять либеральную цивилизационную парадигму в том виде, в каком она сложилась к наст. времени на Западе, и механически перенести ее на рус. почву, если надо, силой укоренив ее в народной жизни. «В отличие от аналогичных попыток в прошлом, теперь не обязательно употреблять силу государства и его институций. Вполне достаточно,- говорит Святейший Патриарх Кирилл,- использовать силу СМИ, силу рекламы, возможности системы образования и т. д. Разумеется, при этом имеется в виду, что отечественная культурно-историческая традиция изжила себя, что только общечеловеческие ценности имеют право на существование, что унификация мира есть непременное условие его интеграции. Нет никакого сомнения, что православные и в этом случае также окажутся в духовной резервации. Только в первом сценарии подобный исход мыслится как добровольный выбор, здесь же изоляция станет наказанием за отказ обменять право своего религиозного первородства на чечевичную похлебку постиндустриальной цивилизации» (Там же).

Святейший Патриарх Кирилл предлагает третью модель поведения и общественного устройства, к-рая «могла бы ввести во взаимодействие либеральные и традиционные идеи и ценности». Такая задача чрезвычайно непроста и потребует от сторон взаимопонимания и согласованных действий. В построении указанной модели могут принять участие не только православные, но и представители др. традиц. религий, а также все здоровые силы российского общества. При этом должно быть понимание того, что «существование либеральных институтов в экономике, политике, социальной жизни и межгосударственных отношениях приемлемо, целесообразно и морально оправданно только в том случае, когда одновременно не насаждается принцип философского либерализма применительно к личности и межчеловеческим отношениям. …либеральные ценности в политике, экономике, социальной жизни должны рассматриваться нами как допустимые только при условии решительного отказа от утверждения принципов либеральной аксиологии применительно к человеческой личности» (Свобода и ответственность. 2008. С. 34–35).

Как может практически реализоваться такой подход, установка на участие Церкви и каждого христианина в жизни совр. секуляризованного общества, причем при условии сохранения нашей христ. идентичности, нашей самобытности, мировоззрения, определяемого правосл. традицией? Если либеральная идея полагается ныне в основу государственно-общественной модели развития страны, то ей необходимо противопоставить политику утверждения в сфере воспитания, образования и формирования межличностных отношений системы традиционных для России ценностей, отмечает Патриарх Кирилл. От того, какими будут законодательство, образование, культура, социальные отношения, общественная мораль, зависит, сохранится ли наша национальная цивилизация, найдет ли она свое место в мировом сообществе наций и выживем ли мы как правосл. народ (Там же. С. 35–36).

Вы можете скачать «Богословские взгляды» в удобном для Вас формате

Запись в Воскресную школу


Присоединяйтесь к Молодежному клубу


Обратная связь

Если у Вас возникли какие-либо вопросы, их можно задать с помощью этой формы.


Сделать
пожертвование