Окормление зарубежных приходов РПЦ
Одной из основных забот К. как председателя ОВЦС было духовное окормление многомиллионной русской диаспоры, создание приходов и строительство храмов в дальнем зарубежье, налаживание контактов с соотечественниками за рубежом, собирание «русского мира». Открытие границ, глубокий экономический кризис в странах бывш. СССР, политическая напряженность и межэтнические конфликты стали причиной новой многомиллионной волны эмиграции. Значительную часть трудовой эмиграции 90-х гг. XX в. составляли правосл. верующие, окормление к-рых в «странах рассеяния» стало насущной задачей РПЦ. Выступая в окт. 2001 г. на 1-м Конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом, К. заявил о необходимости преодоления разделений по политическому признаку. На Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом, состоявшемся в С.-Петербурге через 5 лет, К. представил концепцию «русского мира» как феномена, порождаемого «совокупностью определенных ценностей и исторического опыта, которая влияет на личное и общественное бытие людей, относящих себя к русской культуре». Ценностями для человека «русского мира» «являются преданность Богу, любовь к Родине, человеколюбие, справедливость, межнациональный и межрелигиозный мир, стремление к знаниям, трудолюбие».
Освящение митр. Кириллом храма во имя прп. Сергия Радонежского в Мидранде
(пригород Йоханнесбурга, ЮАР). 2 марта 2003 г.
Митр. Кирилл в Свято-Сергиевском храме в Будапеште, Венгрия.
16 окт. 2004 г.
Говоря о роли РПЦ в консолидации рус. диаспоры, К. обратил внимание на бурный рост приходов РПЦ за рубежом (к 1997 в дальнем зарубежье действовало 176 учреждений РПЦ, в 2004 — 227, в 2006 — ок. 300, в 2008 — 316 приходов и мон-рей): «Развитие заграничных приходов является мощным фактором, препятствующим ассимиляции русских людей. Религиозная жизнь, особенно для соотечественников за границей, является точкой сосредоточения русской культуры» (Интерфакс-Религия: Интернет-портал — www.interfax-religion.ru?act=documents&div=544). Практически во всех своих многочисленных зарубежных поездках К. встречался с рус. общинами, для многих из которых это была первая встреча с иерархом Русской Церкви (напр., в Ираке в марте 2002, в ЮАР в 2003, в Доминиканской Республике в нояб. 2004, в Йемене в дек. 2005 и т. д.). Иногда визиты К. были связаны с проблемами, возникшими у рус. общин вслед. неправомерной позиции властей относительно принадлежности РПЦ храмов (в 2004 в Венгрии К. обсуждал эти вопросы с президентом, премьером и председателем парламента Венгерской Республики) или с защитой прав рус. населения (в Эстонии). В 2003 г. для поддержания контактов между Московским Патриархатом и российским внешнеполитическим ведомством была создана рабочая группа по взаимодействию РПЦ и Мин-ва иностранных дел РФ. На 10-м заседании рабочей группы в нояб. 2007 г. отмечалась важнейшая роль ОВЦС в реализации гос. программы по работе с соотечественниками. «Наше министерство, посольства и консульства всегда сотрудничают с представителями Московского Патриархата, с приходами Русской Православной Церкви в различных странах»,- сказал министр иностранных дел.
К. постоянно посещал приходы РПЦ в дальнем зарубежье, укрепляя их связь с родной Церковью и оказывая им необходимую поддержку. Его визиты, неизменно включавшие встречи с руководством стран и городов, в которых жили соотечественники (переговоры с Президентом Аргентины К. С. Менемом во время посещения Аргентинской и Южно-Американской епархии РПЦ в дек. 1997, с мэром г. Эдмонтона при посещении приходов Канады в авг. 1998, с министром иностранных дел Норвегии во время посещения приходов РПЦ в Осло и Ставангере в июне 1999 и др.), играли определяющую роль в выстраивании взаимоотношений рус. приходов с местной властью.
Митр. Кирилл и Председатель Госсовета Кубы Р. Кастро. Гавана. 19 окт. 2008 г.
Особой задачей были переговоры о возможности открытия приходов в тех странах, где русская православная диаспора находилась без пастырского окормления. В 1997 г. К. провел переговоры об открытии приходов в Панаме, на встрече с президентом Панамы Э. Перес Бальядаресом была достигнута договоренность о «положительном решении вопросов, связанных с организацией приходской жизни россиян, проживающих в Республике Панама»; приход Покрова Пресв. Богородицы был открыт уже в следующем году. В июле 1998 г. К. посетил с этой же целью Кубу, где также достиг взаимопонимания с гос. властью по вопросу открытия рус. прихода в Гаване. В том же году был учрежден 1-й правосл. приход на Кубе, богослужения проводились в помещении российского торгового представительства, в нояб. 2004 г. К. встретился в Гаване с главой Кубинского государства Фиделем Кастро и согласовал строительство нового храма, который был заложен незамедлительно самим К., строительство завершилось в 2008 г. География открытия новых приходов РПЦ на рубеже XX и XXI вв. охватывает все континенты. При этом, если в 90-х гг. XX в. новые приходы возникали в основном в странах, где проживала эмиграция «первой» (послереволюционной) и «второй» (послевоенной) волн эмиграции (Германия, Франция, Великобритания и т. д.), то с кон. 90-х гг. география существенно расширилась: уже в 2004 г. приходы РПЦ имелись в 44 странах мира, в 2008 г.- в 51 стране, причем самый активный рост приходов наблюдался в странах Юж. Америки, Азии и Ближ. Востока, т. е. странах с уже новой русской эмиграцией. К. так охарактеризовал этот процесс: «Люди, живущие за границей, очень нуждаются в храме, потому что чаще всего это не очень устроенная публика. Им нужно место для встречи, им нужна связь с родной землей. И посещая храм, они, конечно, эту связь чувствуют. И кроме того, в тех экстремальных условиях, в которых многие из них живут, им особенно нужна духовная поддержка. Поэтому многие из тех, кто в России не ходил в церковь, оказываясь за границей, становятся верующими христианами». В связи с этим наряду с церковно-дипломатическим направлением в деятельности зарубежных учреждений ОВЦС (связь с политическими структурами в др. странах, с властями, со средствами массовой информации, с деловым миром) «в последние годы сильно расширяется пастырское направление в нашей работе» (Интервью для ЖМП. 2001. С. 27). Во взаимодействии с Императорским Православным Палестинским об-вом (ИППО), членом которого К. стал в 1982 г. (в наст. время председатель комитета почетных членов ИППО), стали последовательно осуществляться возрождение паломничества на Св. землю, возвращение собственности РПЦ в Израиле, научное освоение наследия Русской духовной миссии (РДМ), работа над новыми исследованиями. При участии К. стали проходить научные конференции по истории Св. земли и деятельности РДМ (Антониновские чтения), 15–16 апр. 1997 г. состоялась организованная ОВЦС юбилейная конференция, посвященная 150-летию РДМ в Иерусалиме. После визита делегации РПЦ во главе с патриархом Алексием II на Св. землю в июне 1997 г., во время к-рого патриарх и К. провели переговоры с Иерусалимским патриархом Диодором I, Президентом Израиля и премьер-министром страны, мэром Иерусалима, главой Палестинской автономии Я. Арафатом, ОВЦС начал активную подготовку к празднованию 2000-летия Рождества Христова на Св. земле. В нояб. 1998 г. К. провел на Св. земле еще один раунд встреч с государственными деятелями Израиля и Палестинской автономии. Проведенная работа позволила большой делегации РПЦ во главе с патриархом Алексием II 2–7 янв. 2000 г. принять участие в праздновании на Св. земле 2000-летия Рождества Христова, совершить богослужения как на территории Израиля, так и в пределах Палестинской автономии. 7 янв. состоялось праздничное богослужение с участием глав Православных Церквей и глав правосл. гос-в (Белоруссии, Болгарии, Греции, Грузии, Кипра, Молдавии, Румынии, Украины); Россию представлял первый Президент РФ Ельцин. В окт. 2007 г. в Иерусалиме проходили торжества, посвященные 160-летию РДМ, которые возглавил К. В ходе визита состоялись его встречи с Патриархом Иерусалимским Феофилом III, Президентом Израиля, мэром Иерусалима, министром туризма Израиля, главным раввином Израиля, руководством Палестинской автономии. Главным событием торжеств стало малое освящение соборного храма Всех святых, в земле Российской просиявших, в Горненском женском монастыре, совершенное К.
Делегация Московского Патриархата в Вифлееме. 6 янв. 2000 г.
Постоянное внимание К. в эти годы было обращено на проблемы рус. присутствия на Афоне, где в нач. 80-х гг. XX в. оставалось всего ок. 20 рус. насельников. Постановлением правительства Москвы от 6 авг. 1991 г. в пользование Московскому подворью афонского Пантелеимонова мон-ря был передан комплекс храма вмч. Никиты, что за Яузой, там проходили испытательный срок кандидаты на постоянное проживание на Св. Горе. Ко времени визита на Афон патриарха Московского и всея Руси Алексия II в. июне 1992 г. братия Пантелеимонова мон-ря на Афоне насчитывала уже 40 чел. 25 окт. 1995 г. в Москву был привезен список Иверской иконы Божией Матери, созданный иконописцем афонского мон-ря Ксенофонт иером. Лукой специально для восстановленной Иверской часовни у Воскресенских ворот на Красной пл. В апр.-июне 1996 г. в Москве находилась принесенная из Пантелеимонова монастыря глава вмч. Пантелеимона, в июне-авг. 2000 г. святыня побывала в Киеве, С.-Петербурге и Москве. 15 сент. 2001 г. по распоряжению К. в ОВЦС была создана рабочая группа по Афону, к-рой было поручено рассмотреть все вопросы, связанные с положением в Пантелеимоновом мон-ре и паломничеством на Св. Гору. К 2002 г. численность братии Пантелеимонова мон-ря составляла ок. 50 чел. Наметились позитивные изменения в жизни мон-ря: восстановлены порядок и строй монашеской жизни, на средства жертвователей отремонтированы неск. корпусов и все храмы.