Патриарх Московский и всея Руси

30 и 31 янв. 2009 г. новоизбранный Патриарх посетил Троице-Сергиеву лавру, Донской мон-рь и Богоявленский кафедральный собор, где молился у гробниц своих предшественников — патриархов Московских свт. Тихона, Сергия, Алексия I, Пимена и Алексия II. 1 февр. в храме Христа Спасителя состоялась интронизация К. На интронизацию прибыли патриарх Александрийский и всей Африки Феодор, архиеп. Тиранский и всей Албании Анастасий (Яннулатос), митр. Варшавский и всей Польши Савва (Грыцуняк), митр. Чешских земель и Словакии Христофор, делегации всех Поместных Православных Церквей. В храме присутствовали Президент и Председатель Правительства РФ. К., выступая впервые как Патриарх Московский и всея Руси, сказал: «Нет и не может быть в жизни Патриарха ничего личного, частного: он сам и вся его жизнь без остатка принадлежат Богу и Церкви, его сердце болит о народе Божием, особенно же о тех, кто отпал от церковного единства и кто еще не обрел веру… Патриарх — хранитель внутреннего единства Церкви и вместе с собратьями по епископату блюститель чистоты веры… Задача Патриарха — не допускать перерастания разномыслий, которым по слову апостола „надлежит быть“ (1 Кор 11. 19), в расколы, нестроения и лжеучения». Патриаршее служение «приобретает особое значение в той ситуации, которая возникла после образования независимых государств на пространстве исторической Руси. Уважая их суверенитет и радея о благе каждого из этих государств, Патриарх в то же время призван заботиться о сохранении и укреплении духовных связей между населяющими их народами во имя сбережения той системы ценностей, которую являет миру единая православная цивилизация Святой Руси» (ЖМП. 2009. № 2. С. 69).

Основные идеи о месте Церкви в совр. историческом процессе были сформулированы К. в кон. 90-х — нач. 2000-х гг. Они заключаются в осознании современности как времени массированного наступления на религиозно-нравственные ценности с целью разрушения традиц. (основанных на религ. представлениях) общественных устоев и замены их потребительски-гедонистическим мировосприятием. Задачу Церкви К. видит в активном противостоянии духовной агрессии. Как никогда, сегодня важно рассматривать современность в «напряженном эсхатологическом измерении, ведь речь идет о будущем: человеческая цивилизация жизнеспособна настолько, насколько в ней добро превалирует над злом». Т. о., Церковь, как сообщество иерархии, духовенства и мирян, становится Церковью борющейся «против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф 6. 12), ибо только она «способна обеспечить будущее не только Церкви, но и страны, и всего мира, всей человеческой семьи» (Предстоятель РПЦ принял участие в 3 Сретенских встречах православной молодежи // РПЦ: Офиц. сайт ОВЦС). Такая борьба требует мобилизации всех организационных, интеллектуальных и др. ресурсов церковного сообщества, их укрепления и развития, в первую очередь на наиболее важных направлениях: в пастырском служении, миссии и катехизации, социальном служении, религ. образовании, работе с молодежью, в информационной и культурной политике.

Посещение новоизбранным Патриархом Московским и всея Руси Кириллом Троице-Сергиевой лавры. 30 янв. 2009 г.
Посещение новоизбранным Патриархом Московским и всея Руси Кириллом
Троице-Сергиевой лавры. 30 янв. 2009 г.

Своей главной задачей как предстоятеля Русской Церкви К. считает более глубокую христианизацию многомиллионной паствы на основе сохранения и укрепления традиц. правосл. ценностей во всех областях жизни общества и каждого верующего. Сравнивая численность воцерковленной паствы с числом людей, относящих себя к правосл. христианам, К. ставит задачу перед духовенством существенно расширить круг активных прихожан, чтобы процесс церковного возрождения стал повсеместным. Главным средством достижения этой цели К. считает миссионерско-просветительскую деятельность Церкви, понимаемую как «проповедь духовно-нравственных идеалов применительно к реалиям современной жизни»: «Свидетельство об истине и красоте Православия может быть принято и усвоено только тогда, когда люди ясно поймут значение этого свидетельства для своей личной, семейной и общественной жизни и научатся сопрягать вечные Божественные слова с реальностями повседневной жизни, с ее заботами, радостями и скорбями. Соединить православную веру и евангельскую мораль с повседневными мыслями, чаяниями и надеждами людей означает помочь им ответить на сложнейшие мировоззренческие и этические вопросы современности» (Слово после интронизации в соборном храме Христа Спасителя // Собрание трудов. Сер. 1. 2012. С. 77–78). Необходимо, чтобы повседневная деятельность священника и архиерея давала зримые плоды не в виде отчета о проведенных мероприятиях, но в росте численности паствы и в зримых результатах ее христ. просвещения. «Мы завершили эпоху торжественного храмостроительства и парадных мероприятий, нам предстоит строительство простых, недорогостоящих храмов с необходимыми помещениями для полноценной приходской деятельности и ежедневная работа с пасомыми» (Доклад на Архиерейском совещании 2010 г. // Там же. С. 144). Необходим «открытый, доброжелательный и заинтересованный диалог, в котором обе стороны и говорят, и слушают. Через такой диалог истины веры становятся по меньшей мере понятными, ибо входят в творческое и живое соприкосновение с мыслями и убеждениями людей. Церковь же обогащает себя через такой диалог знанием того, что представляет из себя современный человек с его образом мыслей и вопрошаниями к Церкви» (Слово после интронизации // Там же. С. 78).

Эти задачи потребовали новых управленческих решений и структурных изменений практически во всех сферах церковной деятельности. Конкретные направления работы в наиболее полном виде были сформулированы в докладах К. на Архиерейском совещании в июле 2010 г. и на Архиерейских Соборах в февр. 2011 и в февр. 2013 г. Систематическая реализация этой многовекторной программы, призванной активизировать деятельность РПЦ, добиться всестороннего совершенствования церковной жизни при сохранении верности церковным традициям и каноническим нормам началась в первые же дни первосвятительского служения К. На 1-м этапе, о завершении которого К. объявил на собрании Московской епархии в дек. 2013 г., были осуществлены основные структурные и правовые реформы, призванные укрепить Церковь как единый организм.

Вы можете скачать «Биографию» в удобном для Вас формате

Запись в Воскресную школу


Присоединяйтесь к Молодежному клубу


Обратная связь

Если у Вас возникли какие-либо вопросы, их можно задать с помощью этой формы.


Сделать
пожертвование