Взаимоотношения со СМИ
За 1990—2000 гг. Русская Церковь стала мощной общественной силой, с к-рой приходилось считаться всем участникам общественно-политического процесса. Однако не все были готовы примириться с появлением нравственно ориентированной общественной силы — против Церкви была развязана клеветническая кампания в ряде СМИ, не гнушавшихся заказными материалами. Осенью 1991 г. Свящ. Синод с горечью констатировал: «В стране происходит эскалация злобы. Впитав образ „тоталитарного“ мышления, люди обвиняют, проклинают, унижают друг друга, клевещут друг на друга… Представителей Церкви голословно обвиняют в ереси, в поддержке ГКЧП, в сотрудничестве со спецслужбами, чуть ли не в „удушении Церкви“» (ЖМП. 1992. № 1. С. 9). Главным объектом этой кампании наряду с патриархом Алексием стал К., которому посвящались целые полосы с псевдоразоблачительными материалами в прессе (в 1995–2007 вышло ок. 200 публикаций). 3 окт. 1997 г. газетная кампания против Церкви была осуждена Свящ. Синодом РПЦ, принявшим специальное определение по наиболее активным участникам антицерковной акции — газетам «Московский комсомолец» и «Русь православная» (приложение к «Советской России»). В определении было выражено «сожаление в связи с появлением в означенных газетах публикаций, содержащих крайне предвзятую интерпретацию церковной истории, распространяющих заведомую ложь и клевету, а в ряде случаев основанных на прямом подлоге». Синод констатировал, что газеты «Московский комсомолец» и «Русь православная» «продолжают борьбу против Церкви, которая ранее велась под знаменем государственного атеизма, а теперь дерзостно прикрывается ложно понятой „заботой“ о состоянии церковной жизни» (Священный Синод осудил ряд публикаций в газетах «Русь Православная» и «Московский комсомолец» // Интерфакс-Религия: интернет-портал — www.interfax-religion.ru/buddhism/?act=archive&cdiv=379).
В 1991 г. К. основал ж. «Церковь и время» и оставался его главным редактором до избрания на Патриарший престол. В журнале наряду с публикацией наиболее значимых документов по новой и новейшей церковной истории помещаются статьи по богословию, аналитические материалы по актуальным вопросам внутрицерковной жизни и межцерковным отношениям, автором к-рых был К. (Кредит нашего доверия к ВСЦ исчерпан. 1998; Православие и экуменизм: Новые вызовы. 1998; Обстоятельства нового времени: Либерализм, традиционализм и моральные ценности объединяющейся Европы. 1999; Доклад на межхристианской конференции «Европа после Косовского кризиса». 2000 и др.).
Во время съемки телевизионной программы "Слово пастыря". Москва. 30 июля 2011 г.
С 1994 г. К. ведет на 1-м канале гос. Российского телевидения еженедельную телевизионную передачу «Слово пастыря». В самом начале этого проекта К. определил, что язык и стиль программы должны быть максимально доступны зрителю: «Буду обращаться на простом, понятном для всех людей языке, рассказывать им о Христе, о Евангелии, чтобы не было восприятия Церкви как некоего фольклора, музейного экспоната» (цит. по: Иларион (Алфеев). 2009. С. 223). В течение первых 3 лет передача была посвящена изложению Свящ. истории ВЗ и НЗ, при этом история библейских героев сопрягалась с повседневной жизнью современного человека. По мнению К., «главное, чего нам не хватает сегодня,- это осознанного, зрелого, ответственного отношения к христианству… Русское Православие не должно оказаться в роли пусть весьма почтенного, но все-таки экспоната в музее национально-культурного наследия… Первую и, быть может, главную часть пути мы уже прошли: возродили и вновь отстроили храмы Божии, открыли монастыри, наконец, создали некую инфраструктуру церковной жизни, восстановили ее живую ткань. Но ведь не может же быть конечной целью Церкви Христовой и содержанием ее пророческой миссии в этом мире успешное завершение строительства храмов и монастырей! Все это совершается для чего-то, ради чего-то, во имя чего-то. Для чего же? Это делается для того, чтобы Христос вошел в жизнь современного человека и современного общества. И если этого не произойдет, то горе нам всем. И чтобы приблизить это время, мы должны донести христианское послание до разума и сердца людей» (цит. по: Иларион (Алфеев). 2009. С. 223). Своей телевизионной проповедью, транслируемой миллионам зрителей, митрополит стремился преодолеть «дистанцию между Словом Божиим и той реальностью, в которой мы живем» (Там же), передать, «что Слово Божие актуально для нашей жизни; что, обращаясь к Слову Божию, мы можем понять, что сегодня с нами происходит» (Там же. С. 223–224). Передачи из цикла «Слово пастыря», выходившие в эфир в 1994—1996 гг., легли в основу одноименной книги, опубликованной в 2004 г. С 1997 г. круг обсуждаемых в передаче тем существенно расширился, начался диалог со зрителями, присылавшими еженедельно сотни писем в адрес ведущего программы. После избрания К. Патриархом Московским и всея Руси изменился формат программы: ее содержанием стали по преимуществу проповеди Патриарха, произнесенные им во время богослужений, и ежемесячные ответы на вопросы телезрителей.
Свящ. Василий Гундяев с супругой Параскевой Ивановной на кладбище в с. Оброчном.
60-е гг. XX в.
В 1997 г. К. основал силами службы коммуникаций ОВЦС 1-й офиц. интернет-портал Русской Православной Церкви www.mospat.ru, который в течение 8 лет до создания портала www.patriarchia.ru. являлся единственным источником офиц. информации о Церкви.
В 1990—2008 гг. было издано ок. 700 статей, интервью и публикаций выступлений К. практически по всем отраслям совр. жизни. Многолетний личный опыт миссионерской, журналистской и редакторской деятельности позволил К. четко сформулировать задачи правосл. СМИ на 1-м Конгрессе правосл. прессы в марте 2000 г. и прояснить позицию Церкви во взаимоотношениях со светскими СМИ при создании «Основ социальной концепции РПЦ». В интервью 2001 г. К. так определил значение СМИ для церковной деятельности: «Средства массовой информации — основное средство миссии… Надо понимать, что наши церковные газеты и журналы — это средство миссии» (Интервью для ЖМП. 2001. С. 25).