О диалоге между христианскими конфессиями
Говоря о
«Католическая и Православная Церкви в сегодняшнем мире — естественные и единственные союзники в той жесткой борьбе, которая ведется между представителями секулярного либерализма и носителями христианской традиции. Мы можем совместно с католиками отстаивать христианские ценности» (Там же. С. 104). Совр. эпоха, по мнению Патриарха Кирилла, предоставляет широкие возможности для сотрудничества между правосл. и католич. Церквами. Прежде всего речь идет о сотрудничестве в социальной сфере, о совместном отстаивании традиц. ценностей, совместном противостоянии вызовам современности (Не избежишь радикального ответа // Московские новости: Газ. 2007. № 42. 26 окт.- 1 нояб.).
В наст. время, отмечает Святейший Патриарх Кирилл, православные и католики имеют очень близкие взгляды на выдвигаемые совр. миром проблемы биоэтики, морали, семейных ценностей. В протестант. же общинах преобладает либеральное направление. «Вот почему православным, католикам и тем протестантам, которые не приемлют либерального диктата в области вероучения, морали и церковного устройства, необходимо консолидировать усилия, чтобы в согласии с апостольской традицией свидетельствовать о непреходящем значении евангельских ценностей» (L'Évangile et la liberté. 2006. P. 63–64).
Святейший Патриарх Кирилл считает, что богословский диалог с протестантами, который продолжался в течение неск. десятилетий, сегодня столкнулся с серьезными проблемами. В течение
Как возможно вероучительное соглашение, когда одна из сторон (значительная часть протестант. богословов) не признает самого понятия нормы веры? — спрашивает Патриарх Кирилл. Всякое соглашение может быть пересмотрено при появлении новых идей и новых аргументов. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, «история с женским священством и гомосексуализмом является лучшим доказательством тезиса о либеральной природе протестантизма. Совершенно очевидно, что внедрение женского священства и признание гомосексуализма произошли под влиянием либеральной идеи прав человека. В данном случае эти права радикально разошлись со Священным Преданием, и часть протестантов решила проблему в пользу прав человека, проигнорировав ясную норму Предания» (Свобода и ответственность. 2008. С. 28). Это привело к тому, что «православные и протестанты оказались перед лицом новых разделений, имеющих своей причиной некую „абсолютизацию“ либеральных стандартов протестантским богословием» (Там же. С. 16).
Святейший Патриарх Кирилл убежден, что апостольское Предание (традиция) как норма веры имеет фундаментальное значение. Эта норма, золотой нитью проходящая через вселенскую историю и соединяющая апостольский век с нашим временем, исчерпывающе определяет пути жизни и спасения христианина. «В сущности, согласие некоторых христианских деноминаций с допустимостью женского священства или благословение гомосексуальных браков есть не что иное, как практическое осуществление либерального стандарта прав человека в религиозной сфере. Это один из многих случаев последовательного и целенаправленного вытеснения из жизни современного общества апостольской нормы веры и замещения ее либеральным стандартом. Трагедия части современного протестантизма заключается в приятии этой подмены и соучастии в ней, что оборачивается перспективой утратить конфессиональное самосознание, вплоть до полного растворения его в системе ценностей секулярного мира» (Там же. С. 14–15).