Взгляды

«За всю свою жизнь я вынес, может быть, самый главный урок для себя: Бог очень близок к нам. Он так близок, что мы даже себе этого не представляем. Сила Божья совершается в человеческой немощи.»

Семья и общество. Культура и образование

Святейший Патриарх Кирилл усматривает прямую связь между религ. верой и здоровой и крепкой семьей, которая в свою очередь является залогом духовного здоровья нации и общества. Христ. семья, по словам Патриарха Кирилла, должна быть основана на идеале любви, наивысшим воплощением к-рого является Св. Троица. Лишь одна сила может в максимальной степени обеспечить нераздельность индивидуумов — это сила любви. «Подлинная любовь соединяет две личности столь органично и нерасторжимо, что они становятся единым целым. В гармоничной любви заложено стремление к полному единению. Но в любви и союзе двух вовсе не разрушается личность каждого. Даже самый счастливый брак, теснейшими узами соединяющий двух людей, не только не разрушает их личностных особенностей, но, наоборот, усиливает и обогащает каждую из составляющих его половин» (Слово пастыря. 2005. С. 90).

Само понятие семьи, говорит Святейший Патриарх Кирилл, сегодня испытывается на прочность. Дискредитация института брака связана с отказом от традиц. морали; а расшатывание семейных устоев приводит к нарушению преемственности поколений и утрате исторического опыта (rus.ruvr.ru/2014_01_28/exvideo-Patriarh-Kirill-Segodnja-ponjatie-semi-ispitivaetsja-na-prochnost-8084/).

Укрепление института семьи, по мнению Святейшего Патриарха Кирилла, является задачей гос. масштаба. «Церковь сегодня нуждается в том, чтобы и гражданское общество, и власть ради заботы о людях ставили перед собой задачу укрепить институт семьи, осознать важность добрых семейных отношений». К решению этой задачи необходимо привлекать средства массовой информации, деятелей искусства, лит-ры (Митр. Кирилл вручил Патриаршие награды членам организационного комитета Всероссийского Дня семьи, любви и верности, 14 ноября 2008 года // РПЦ: Офиц. сайт ОВЦС).

Вместе с тем Святейший Патриарх Кирилл отмечает, что ни Церковь, ни к.-л. др. религ. общины, ни гос. власть, ни общественные институты не могут диктовать людям, как им строить семейную жизнь и воспитывать детей. Однако и Церковь, и гос. власть, и общественные институты должны совместно утверждать в обществе неприятие к таким явлениям, как разводы, аборты, разрушение семьи и проч., и создавать условия для формирования нравственных и сильных личностей (Там же).

Одной из проблем, порождаемых диктатом секулярного мировоззрения, является демографический кризис, охвативший как Россию, так и зап. страны. Основная причина кризиса, считает Патриарх Кирилл, «в утрате жертвенного начала современным человеком, в его неспособности дарить ребенку свое свободное время, уделять ему часть своего материального достатка, посвятить ему свой отпуск, предоставить ему свое жилище… Если говорить кратко, то отсутствие жертвенности есть отсутствие любви» (О проблемах духовного образования // ЦиВр. 2006. № 1(34). С. 29). Все здоровые силы общества, включая средства массовой информации, должны были бы встать на защиту семьи, материнства и деторождения. Сегодня же, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, происходит обратное: средства массовой информации, в первую очередь телевидение, пропагандируют грех во всех его проявлениях. «С древних времен такие действия назывались соблазном. Однако неправда, что у современного человека есть „спрос“ только на порок. Он ищет счастья, мира, настоящей любви и других добродетелей» (Права человека и нравственная ответственность. 2006. С. 19).

Патриарх Кирилл беседует с молодоженами. Иркутск. 3 сент. 2011 г.
Патриарх Кирилл беседует с молодоженами. Иркутск. 3 сент. 2011 г.

Для христианства нет безликих «народных масс», но есть живой человек; «от того, как определит себя каждый отдельный человек по отношению к Богу, ближним и самому себе,- зависит в конечном итоге судьба всего человечества» (Благовестие и культура. 1998. С. 19). Кризис всякой системы, уверен Святейший Патриарх Кирилл, имеет под собой глубокую основу — кризис личности, и реформа всякой системы должна начинаться с изменения человека. Миссия Церкви как раз заключается в том, чтобы обращаться к конкретному человеку, влиять на его душу и разум (Там же. С. 18–19).

По словам Патриарха Кирилла, культура является средством духовного и нравственного возрастания человека. «Культура должна быть сотворчеством Бога и человека, со-трудничеством, совместной деятельностью по воспитанию человеческой личности, по сохранению и возделыванию окружающей среды» (Там же. С. 27).

В России в советский период, в период гонений на Церковь сложилась уникальная ситуация: когда собственный голос Церкви народу был почти не слышен, а Евангелие проповедовалось культурой, к-рая стала носительницей евангельского благовестия. И это неудивительно, поскольку рус. культура сформировалась под влиянием православия. Некогда языческая культура, впитав в себя мировоззренческое и нравственное послание Церкви, отдавала его народу в годы, когда Церковь оказалась гонимой. О Христе свидетельствовало все, что было создано за мн. века культурного развития — лит-ра, поэзия, архитектура, живопись, музыка. Религ. традиция явно или прикровенно продолжилась в культуре. В сознании народа жили церковная мудрость, библейские изречения, они сохранялись в песнях, пословицах, поговорках, хотя люди совершенно забыли, откуда все это пришло в культуру (Там же. С. 25). Советский человек мог свободно читать произведения Ф. М. Достоевского; творчество же этого великого писателя пронизано христ. идеями; а наставления старца Зосимы, героя его соч. «Братья Карамазовы», в большой степени заимствованы из сочинений древних отцов Церкви — так через рус. лит-ру народ мог знакомиться со святоотеческой мыслью (Там же). Отсюда понятно, «что такое вообще культура: чуждая и опасная для церковной миссии, сугубо внешняя реальность, которую мы должны коренным образом преобразовывать; некий более или менее нейтральный фон, который следует просто игнорировать; или же, напротив, культура сама может стать носительницей Евангельской проповеди даже там, где ослаб голос собственно церковных миссионеров?» (Там же. С. 16).

К кон. ХХ в. сформировалась доктрина, развилась практика «инкультурации», приводящая нередко к богословскому синкретизму, к размыванию догматических основ христ. веры. По определению Бангкокской конференции по Всемирной миссии и евангелизации, проходившей 29 дек. 1972–8 янв. 1973 г., «культура формирует человеческий голос, который отвечает на голос Христа». Из этого делается вывод о том, что христианство в разных местностях должно принимать на себя обличье местной культуры (Там же. С. 21) — в этом и заключается «инкультурация» Евангелия.
Святейший Патриарх Кирилл напоминает слова апостола «Дух дышит, где хочет» (Ин 3. 8) и его предостережение — «испытывайте духов, от Бога ли они» (1 Ин 4. 1), ибо языком культуры может говорить не только Св. Дух. Христианство должно принимать элементы к.-л. культуры (это касается и совр. массовых потребительских), основываясь на определенном критерии — «для православных таким критерием является живое Предание Вселенской Церкви, которое ограждает тайну Воплощения Божия, заключенную в Писаниях, от вторжения „иных евангелий“» (Благовестие и культура. 1998. С. 22).

Патриарх Кирилл с детьми. Хотькова. 11 окт. 2012 г.
Патриарх Кирилл с детьми. Хотькова. 11 окт. 2012 г.

Святейший Патриарх Кирилл убежден, что Церковь не должна подстраиваться под новые веяния в культуре, однако не должна и огульно отвергать совр. формы, признавая, что важна не форма, а содержание. Сегодня миссия Церкви — борьба за человека, «вызволить человеческую личность из объятий антикультуры, антихристианства, вернуть ее к Богу» (Там же. С. 28). Если формы культуры не содействуют духовному росту человека, а наоборот, разжигают в нем страсти, ведут к распаду человеческой личности — это антикультура, которая не может быть союзницей Церкви, это антихристианство. «Не инкультурация христианства, но христианизация культуры — вот в чем состоит цель христианской миссии по отношению к культуре» (Там же. С. 26).

Патриарх Кирилл выступает за сохранение национальной самобытности. Культурная унификация, потеря национальной специфики в условиях нарастающей интеграции, считает Святейший Патриарх Кирилл, будут означать цивилизационную катастрофу. Поэтому сегодня особенно следует подчеркивать, говорит он, важность многополярного устройства человеческой цивилизации, при к-ром каждая страна не только сможет влиять на принятие важных общемировых решений, но и жить согласно ценностям своих народов (Россия и православный мир // ЦиВр. 2004. № 1(26). С. 14).

Задачей общественного служения Церкви сегодня, считает Патриарх Кирилл, должно стать образование. В Церкви есть сеть воскресных школ, ведется приходская катехизация, однако этого недостаточно: выйдя из изоляции минувших десятилетий на путь нестесненного общественного служения, Церковь приняла на себя ответственность не только за свою паству, но и за нравственное здоровье всего народа (Единая Церковь — единое свидетельство. 2005. С. 15). В связи с этим решение вопроса о преподавании в средних учебных заведениях «Основ православной культуры» имело большое значение для будущего нашей страны. Задача состоит в том, говорит Святейший Патриарх Кирилл, чтобы обоснованно разъяснить важность выбора для дальнейшей жизни ребенка. Ведь именно в школьном возрасте у человека формируется в главных чертах система его жизненных ценностей и приоритетов, происходят процессы его социализации и вовлечения в контекст национальной культуры. А поскольку рус. религ. традиция — неотторжимая часть и национального культурного наследия, и отечественной истории, курс основ правосл. культуры должен донести до юного гражданина нашей страны понимание того, насколько нераздельны понятия «Россия» и «православие». Правосл. образование должно осуществляться на протяжении всей жизни человека, считает Патриарх Кирилл, и каждый этап духовного взросления важен (Из выступления на открытии XVIII Международных Рождественских чтений // ЖМП. 2010. № 3. С. 55).

«Основы православной культуры — это основы нашего духовного бытия, это основы нашего национального самосознания» (Речь на церемонии закрытия VI Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры 26 февр. 2014 г. // www.patriarchia.ru/db/text/3583210.html). В наст. время во мн. странах возникают столкновения различных групп, кровопролитие, вражда. Происходит это потому, говорит Святейший Патриарх Кирилл, что размыты фундаментальные основы мировоззрения и становления личности человека и за основу принимается «временное, преходящее, чаще всего политизированное, что не может содействовать формированию целостной человеческой личности» (Речь на церемонии закрытия VI Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры 26 февр. 2014 г. // www.patriarchia.ru/db/text/3583210.html).

Решая проблему обретения права на преподавание, нельзя упускать из виду, отмечает Патриарх Кирилл, не менее важную задачу — правильного преподавания новой дисциплины, так как от этого зависит конечный успех, речь идет о преподавательских кадрах, о методологии, об учебных пособиях и др. проблемах (О проблемах духовного образования // ЦиВр. 2006. № 1(34). С. 8).

Противники преподавания в школах «Основ православной культуры», ссылаясь на то, что российское общество «многоконфессионально», полагают, что изучение этого предмета приведет к конфликтам. Вместо этого они предлагают ввести курс религиеведения. Что касается религиеведения, то при совр. развитии информационных технологий, отмечает Святейший Патриарх Кирилл, нет никаких затруднений в получении сведений о вероучении той или иной религии. «И разве курс религиеведения, читаемый людьми, далекими от веры, способен изменить к лучшему ситуацию в наших школах и вне их, благотворно повлиять на формирование мировоззрения, ценностных ориентаций и поведенческих моделей в среде детей, подростков, молодежи?» (Единая Церковь — единое свидетельство. 2005. С. 16). По желанию родителей могут преподаваться также основы ислам., иудейской, буддистской культуры в классах, где учатся дети, принадлежащие к этим общинам, или основы светской культуры.

Вопрос, к-рый также касается не только внутренней жизни Церкви, но жизни всего общества,- это вопрос о преподавании в высших учебных заведениях теологии (богословия). Преподавание теологии в вузах, подчеркивает Святейший Патриарх Кирилл, не противоречит правовым принципам нашего гос-ва и общества и вместе с тем отвечает изменениям, происходящим в обществе и культуре. «Теология в вузе — это не экзотическая образовательная дисциплина, не прихоть каких-то представителей Церкви вторгнуться в чужое пространство, чтобы навязывать религиозное мировоззрение и чинить препятствия в преподавании традиционных научных дисциплин. Теология в вузах — это культурный императив для общества, которое долгое время было практически отчуждено от религии как особой сферы человеческого бытия. Теология в высшей школе, то есть на высоком академическом уровне, соответствующем научному уровню гуманитарных и общественных дисциплин,- это и противоядие от распространения в обществе религиозного радикализма…» (Теология в вузах: Взаимодействие Церкви, государства и общества // ЦиВр. 2012. № 4(61). С. 13).

Церковь осуществляет свою деятельность по правосл. воспитанию в военных учебных заведениях. В них создаются специальные фак-ты православной культуры. Курсанты факультета знакомятся с духовными основами православной культуры, фундаментом религ. мировоззрения, религ. подходом к таким важным вопросам, как созидание семьи, общества, гос-ва и защита Отечества. Мн. выпускники фак-та активно участвуют в духовной жизни приходов гарнизонных храмов (Слово по окончании Божественной литургии в понедельник Светлой седмицы (20.04.2009) // Собрание трудов. Сер. 2. 2013. С. 173–174).

Патриарх Кирилл обращает внимание на связь образования и воспитания и подвергает критике систему, к-рая исключает воспитание из образовательного процесса, сводя его только к приобретению навыков, знаний и умений (Культура и общество: Взгляд Церкви // ЦиВр. 2012. № 1(58). С. 12). «…Именно через культуру, образование и воспитание усваивается национальный культурный код. Образование должно быть органичной частью нашей родной культуры, а не материалом для сухих методических экспериментов, апробации инновационных образовательных моделей, заимствованных извне» (Там же. С. 13).

Вы можете скачать «Богословские взгляды» в удобном для Вас формате

Запись в Воскресную школу


Присоединяйтесь к Молодежному клубу


Обратная связь

Если у Вас возникли какие-либо вопросы, их можно задать с помощью этой формы.


Сделать
пожертвование