Взгляды

«За всю свою жизнь я вынес, может быть, самый главный урок для себя: Бог очень близок к нам. Он так близок, что мы даже себе этого не представляем. Сила Божья совершается в человеческой немощи.»

Церковь и государство

Тема взаимоотношений между Церковью и гос-вом — одна из центральных в творчестве Святейшего Патриарха Кирилла. В истории России и вообще в истории вселенского Православия эта тема трактовалась по-разному, и модель церковно-гос. отношений была различной: «Одно было в Византийской империи, другое в средневековой России, третья модель возникла в результате реформ Петра I. Затем Церковь вступила в полосу гонений, и тут вообще,- как отмечает Патриарх Кирилл,- трудно говорить о каких-то церковно-государственных отношениях: речь шла просто о выживании Церкви. И только после тех перемен, которые произошли на исходе ХХ века, в России впервые возникли предпосылки для установления той модели церковно-государственных отношений, которые соответствовали бы, с одной стороны, каноническим нормам Церкви, а с другой — политической и юридической основе жизни современного государства» (Свет добра // Российская газ. 2009. 23 янв.).

Святейший Патриарх Кирилл считает неправомерной «абсолютизацию некогда имевшего место исторического опыта, восприятие его как образца для построения церковно-государственных отношений в иную историческую эпоху» (Единая Церковь — единое свидетельство. 2005. С. 7). Патриарх Кирилл отмечает, что существует расхожее мнение, как будто бы отношения Церкви и гос-ва в дореволюционной России являлись идеальными и потому должны быть в той или иной степени воспроизведены в наши дни. Однако объективный анализ показывает, что это далеко не так. Статус гос. структуры лишал Церковь возможности обращаться к народу со словом, возвещавшим Божию правду во всей полноте. Такое положение, если и не способствовало росту революционных настроений в российском обществе, но и не препятствовало ему. Будучи частью гос. механизма, Церковь не имела реальной возможности выступать в качестве самостоятельной духовно-общественной силы. Так, по значимым вопросам, к-рые считались для Церкви внешними, к миру обращалась светская власть, хотя и в лице правосл. государя. Опираясь во внешнем служении только на свой авторитет, Церковь, принесла бы гораздо больше пользы российскому народу и гос-ву (Там же).

По словам Святейшего Патриарха Кирилла, модель церковно-гос. отношений в советское время «не полностью соответствовала каноническим нормам и Преданию Русской Православной Церкви». Вместе с тем, решительно отвергая обвинение в «сергианстве» как якобы предательстве интересов Православия в угоду безбожным властям, Святейший Патриарх Кирилл подчеркивает: «…мы не осуждаем церковных деятелей, которые в прошлом вынуждены были занимать компромиссную позицию по отношению к власти, понимая, что тогда иного пути для выживания Церкви и сохранения народа Божия не было. …пасти Церковь Христову в советское время само по себе уже было подвигом исповедничества» (Там же. С. 9). У нас нет права осуждать и тех, говорит он, кто в 1927 г. не поддержали митр. Сергия (Страгородского), создав «Катакомбную Церковь». Всем им пришлось пережить жесточайшие репрессии (Ответы на вопросы ж. «Шпигель»: [Der Spiegel. 2008. N 2. S. 104–107] // РПЦ: Офиц. сайт ОВЦС).

Важным пунктом политической доктрины Святейшего Патриарха Кирилла является утверждение о непредпочтительности для Церкви к.-л. конкретной формы гос. устройства. Выбор гос. устройства — дело самого народа, прерогатива самого общества, считает Патриарх Кирилл Церковь не вправе призывать к установлению той или иной формы правления, будь то монархическая или демократическая, теократическая или авторитарная. «Идеал общества — это свобода, справедливость, нравственная ответственность, сохранение базисных духовно-нравственных и культурных ценностей… Государственное устройство — вторично. Оно зависит от уровня национального самосознания и религиозности. Достигнуть личного совершенства можно независимо от формы правления и типа государственного устройства» (Русский мир должен развиваться свободно: Ответы на вопросы газ. «Завтра» // Завтра. 2007. № 45(729). 7 нояб.). «Не дело Церкви определять, какой быть России: монархической, республиканской, капиталистической, социалистической или какой-нибудь еще. Решать этот вопрос — прерогатива общества в целом и каждого гражданина в отдельности»,- утверждает Святейший Патриарх Кирилл. Но в то же время Церковь не может не приветствовать свободную дискуссию о путях обустройства России, о гос., экономических, социальных принципах, на к-рых она будет основываться (Свобода и ответственность. 2008. С. 31).

Возложение венков к памятнику имп. Александра II в день 150-летия отмены крепостного права в России. Москва. 3 марта 2011 г.
Возложение венков к памятнику имп. Александра II в день 150-летия отмены крепостного
права в России. Москва. 3 марта 2011 г.

Идеальную модель взаимоотношений между Церковью и гос-вом, по мнению Патриарха Кирилла, можно определить при помощи визант. концепции «симфонии» (букв.- согласие, созвучие). Симфония — это принцип правильного взаимодействия гос-ва и Церкви, Церкви и общества. Хотя трудно найти эпоху, в к-рой бы идеал гармоничных и симфонических отношений между Церковью и гос-вом был реализован в полной мере. Однако сама норма подобного уравновешения гос. власти церковным авторитетом всегда существовала в Византии (Там же. С. 89). Принципы симфонического сопряжения Церкви и гос-ва таковы: гос-во и Церковь не вмешиваются в дела друг друга, уважают взаимную позицию друг друга по внутренним делам и в то же время выстраивают систему взаимодействия, диалога и сотрудничества. В контексте такого представления о «симфонии» должен, по мысли Святейшего Патриарха Кирилла, пониматься и принцип отделения Церкви от гос-ва; однако отделение Церкви от гос-ва никоим образом не может означать ее отделения от общества или народа (Свет добра // Российская газ. 2009. 23 янв.).

Патриарх Кирилл выступал с инициативой закрепить на законодательном уровне особых отношений гос-ва с 4 основными религиями страны: православием, исламом, буддизмом и иудаизмом. В качестве примера стран, модели государственно-церковных отношений к-рых Россия могла бы позаимствовать, он привел Грецию и Грузию: в этих странах особое положение Православной Церкви закреплено конституциями.

Святейший Патриарх Кирилл высоко оценивает уровень отношений между Церковью и гос-вом в совр. России: «Наша Церковь выработала в диалоге с государством уникальную модель церковно-государственных отношений. Потому что никогда в России Церковь не была свободна настолько, насколько сегодня. Никогда в России, даже в царское время, у Церкви не было таких возможностей говорить Божию правду властям, народу. Сегодня Церковь представляет свое понимание, свое видение того, что происходит в стране в области внешней и внутренней политики, в области экономики, общественных отношений, межнациональных отношений. И высказывает свое независимое суждение» (Остаться русским // Труд. 2006. 15 нояб.).

В последние годы неоднократно разъяснялось, отмечает Святейший Патриарх Кирилл, что церковная Полнота не участвует в политической борьбе, не призывает голосовать за ту или иную партию, не отождествляет себя с партийными, т. е. частными интересами. Это явственно следует из самой кафолической природы Церкви. Но если мы ограничимся словами «Церковь вне политики», не будет ли это в действительности торжеством идей либерализма? — спрашивает Патриарх Кирилл «Жизнь настоятельно требует от нас ясных указаний о том, на каких основаниях строится участие христианина — именно как христианина — в политических процессах и управлении государством» (Свобода и ответственность. 2008. С. 41–42).

Важно, считает Святейший Патриарх Кирилл, показать церковную позицию в таких политико-правовых вопросах, как отношение Церкви к гос. законам и решениям, противоречащим ее миропониманию и препятствующим ее миссии (включая вопрос о пределе повиновения властям). Важно также раскрыть церковное отношение к принципу свободы совести (и вообще к вопросу о правах человека); продемонстрировать общецерковную позицию, исходя из норм Свящ. Предания и опыта Церкви, к вопросу о применении смертной казни; сформулировать общецерковную позицию по вопросу, может ли Церковь внести конструктивный вклад в общемировую дискуссию о проблемах экономической, политической и информационно-культурной глобализации (Там же).

Необходимо на основании слова Божия и Предания Церкви показать, как национальное и универсальное начала гармонически сочетаются в жизни христианина. Не могут оставаться без церковной оценки, считает Патриарх Кирилл, и экономические проблемы: отношение Церкви к разным видам и формам собственности, к тому, должны ли плоды труда распределяться исходя из заслуг трудящегося или в какой-то мере они должны принадлежать всем членам общества. Церковь не может не обращать внимания на проблемы экологического кризиса, который становится угрозой существованию человеческой цивилизации (Свобода и ответственность. 2008. С. 43).

Церковь должна дать оценку определенным аспектам идеи политического, общественного, культурного равноправия женщин. Высказать свое отношение к дискуссиям о положении сексуальных меньшинств и о будущем семьи, к-рой предрекают «множественность форм совместной жизни». Дать религиозно-нравственную оценку «планирования семьи».

Особенно сложными являются проблемы биоэтики. Новые биомедицинские технологии, отмечает Святейший Патриарх Кирилл, ставят перед человеком такие этические и правовые вопросы, к-рые во времена Вселенских Соборов и вообразить было невозможно: каков статус человеческого эмбриона, когда он становится человеком? когда можно признать, что человек умер? (Там же. С. 44).

Ко всем этим проблемам, утверждает Патриарх Кирилл, необходим «православный, религиозно обоснованный подход, выработка которого — творческая задача современного православного богословия» (Там же. С. 45).

Святейший Патриарх Кирилл глубоко убежден в том, что главной задачей общественного развития является выработка совр. Россией базисной системы ценностей, «относительно которой имелось бы общее согласие в том, что она является абсолютной и неприкосновенной, защищена от влияния какой бы то ни было политической конъюнктуры и лежит вне плоскости прагматических выгод. То, о чем мы говорим, должно иметь статус своего рода общественной святыни и не подлежать обсуждению. И тогда политическая борьба переместится из сферы базисных ценностей в сферу надстроечных ценностей. К последним могут быть отнесены вопросы экономики, внешней или внутренней политики. …никакая политическая инициатива будет не в силах причинить ущерб строю национальных базисных ценностей России» (О проблемах духовного образования // ЦиВр. 2006. № 1(34). С. 38).

Вы можете скачать «Богословские взгляды» в удобном для Вас формате

Запись в Воскресную школу


Присоединяйтесь к Молодежному клубу


Обратная связь

Если у Вас возникли какие-либо вопросы, их можно задать с помощью этой формы.


Сделать
пожертвование