Что такое Венчание
Бог благословил брачный союз первых людей в Раю и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею (Быт.1; 28), дав им один из первых Своих заветов. В той же книге Бытия, на первых ее страницах, раскрывается тайна брачного союза мужчины и женщины: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2; 24). Брак был одним из тех двух Божественных установлений, которые прародители вынесли за врата рая после грехопадения. В Евангелии брак сравнивается с таинственным союзом Христа с Церковью, почему и называется апостолом Павлом «тайной великой» (См.: Еф. 5; 32,33). Господь Иисус Христос освятил Своим присутствием брак в Кане Галилейской и благословил его. Там же Он совершил Свое первое чудо, превратив воду в вино на бедной свадьбе (См.: Ин. 2; 1–11).
Само разделение людей на мужской и женский пол указывает, что они созданы для взаимного дополнения. И, с точки зрения православной церкви, естественная взаимная любовь мужчины и женщины является живым образом Святой Любви, соединяющей людей с Богом и друг с другом.
Священное Писание и Священное Предание изобилует образами земной двуполой любви, в которых объясняется любовь Бога к Церкви и человеку и любовь Церкви и человека к Богу. Церковь и отдельная человеческая душа в их отношении к Богу постоянно уподобляются невесте, деве, возлюбленной и жене, а Господь — Жениху, Возлюбленному, Мужу. А брак и брачный пир служат образами высоких состояний религиозной жизни. И это не случайно, так как сходство взаимной любви мужчины и женщины с высшими ступенями духовной любви очень глубоко. И земная любовь способна преодолевать эгоизм, побуждать к самопожертвованию и совершенствованию, наполнять человека вдохновением и радостью.
Но земная любовь — все же только образ высшей Любви и, в лучшем случае, ступень к ней. И если она не освящена, — она непрочна, перестает возвышать человека, в нем возрождается личный эгоизм. Муж и жена начинают видеть друг в друге лишь средство к удовлетворению своих житейских потребностей, или же возникает семейный эгоизм, иногда более жестокий, чем единоличный. Чтобы преодолеть эти опасности, по мнению Церкви нужна иная любовь, которой нет у людей, но которую может дать Христос. В Таинстве Брака, если вступающие в брак свободно подчиняют свою естественную любовь любви к Богу и к Церкви, они получают дар высшей, благодатной Христовой Любви. Она может существовать лишь в лоне всей Церкви, как клетка в организме. Рождение ребенка с точки зрения православия — новая ступень в преодолении эгоизма. Теперь двое учатся жертвовать собой для третьего, но и этот «расширенный» союз нуждается в помощи церкви.
Священные тексты утверждают главенство мужа и отца в семье. Но они также указывают, что это — его большая духовная ответственность, как кормчего «малой Церкви», то есть семьи. Мужу и отцу надлежит заботиться о том, чтобы не потерялась связь его «малой Церкви» — семьи со всей Церковью Христовой. Эта связь — лучшее основание для воспитания детей, поскольку они будут чувствовать, членами некоторой, имеющей общее служение общины. Жена как помощница мужа, в особенности в области строительства семейной жизни, может быть вдохновительницей мужа, что является существенным в женском предназначении. Таинство брака — это особое благословение Церкви вступающим в семейную жизнь. Очень важно приступить к нему подготовленным, чистым, без обмана, чтобы оно совершилось не в осуждение, а во спасение души. Тогда семейная жизнь будет иметь прочное, незыблемое основание. И все молитвы, произнесенные в этот день в храме, принесут свои благие плоды.
Венчание без веры приносит намного больше вреда, чем пользы. Если в церковном таинстве участвуют фактически неверующие люди — это не что иное, как профанация таинства. Если жизнь молодоженов будет далека от христианской, если они будут строить семью на эгоизме, а не на заповедях Божьих, то никакой гарантией от развода церковный брак в таком случае быть не может.