Духовное образование, богословская наука и издательская деятельность РПЦ
Духовные школы РПЦ с 2006 г. проходят 2-й этап реформирования, связанного с вхождением в общеевроп. образовательный болонский процесс. Реформированные духовные школы должны готовить пастырей и специалистов в различных областях богословского знания, преподавателей для церковных и светских учебных заведений. Святейший Патриарх Кирилл считает необходимым сохранить в процессе реформирования лучшие достижения отечественного богословского образования. 31 марта 2009 г. на заседании Свящ. Синода было принято решение о создании Общецерковной аспирантуры им. св. равноапостольных Кирилла и Мефодия. По свидетельству Святейшего Патриарха Кирилла, это решение было принято им «буквально сразу после… вступления на Московский Патриарший престол, и это деяние было совершено с ясным пониманием того, что одной из самых важных проблем, стоящих ныне перед нашей Церковью, является проблема подготовки богословских кадров и кадров священнослужителей на принципиально новой основе». Охарактеризовав задачу подготовки высококвалифицированных кадров как «первоочередную», Святейший Патриарх Кирилл прежде всего обратил внимание на необходимость создания «научно-методической площадки», к-рая была бы способна «формировать новые подходы к богословскому образованию и на базе которой осуществлялся бы плодотворный диалог с нашими коллегами из светских учебных заведений — как в России, так и за рубежом» (Слово Святейшего Патриарха Кирилла на Наблюдательном совете Общецерковной аспирантуры и докторантуры. 28.02.2014 // РПЦ: Офиц. сайт МП).
Реформа системы духовного образования РПЦ, включающей Общецерковную аспирантуру и докторантуру им. равноапостольных Кирилла и Мефодия, 5 ДА, 7 правосл. ун-тов, ин-тов и академий, ок. 50 ДС и более 30 ДУ, предполагает ряд кардинальных изменений: переход учебных заведений на 3-уровневую систему обучения: бакалавриат — магистратура — аспирантура, корректировку методик. «Переход на новую систему следует осуществлять постепенно. Сначала это должны сделать наши Духовные академии, затем наиболее сильные семинарии, в которых наряду с бакалаврскими программами можно будет ввести и магистерские программы. Затем на бакалаврские программы должны перейти остальные семинарии. Духовные училища должны будут перейти на бакалаврскую программу в объеме двух лет обучения плюс подготовительный курс. Только те учебные заведения, которые перейдут на новую модель, будут признаваться в рамках системы духовного образования Русской Православной Церкви» (Доклад на Архиерейском Соборе 2011 г. // Собрание трудов. Сер. 1. 2012. С. 211–212). Элементы новой образовательной модели (набор в часть семинарий на бакалаврскую программу, а в академии — на магистерскую программу) начали реализовываться в 2011 г., в наст. время магистратуры действуют в нескольких региональных семинариях. 22 марта 2011 г. Свящ. Синод утвердил «Концепцию дальнейшего реформирования системы духовного образования Русской Православной Церкви», а также магистер. и бакалаврскую программы учебных заведений РПЦ, ряд документов об ученых званиях, штатных должностях образовательных учреждений, требованиях к диссертационным работам. В 2013 г. были приняты нормативные документы об индивидуальном обучении, об учебной и преддипломной практике. К янв. 2014 г. практически все академии и семинарии РПЦ имели гос. лицензии на обучение по федеральному гос. образовательному стандарту «Теология».
Все эти меры должны обеспечить решение задачи, поставленной Архиерейским Собором 2011 г., об образовательном цензе для кандидатов в клир: «Хиротония в диаконский сан может совершаться лишь над лицами, окончившими либо духовное училище, либо не менее двух курсов семинарии, а хиротония в священнический сан — лишь над теми, кто получил полное семинарское образование». С пониманием относясь к проблемам, возникающим в новообразованных епархиях, Святейший Патриарх Кирилл тем не менее твердо заявил на Архиерейском Соборе 2013 г.: «Мы не можем позволить себе множить не вполне подготовленное к служению духовенство» — и предложил шире применять практику дистанционного обучения и аттестации духовенства. В кон. 2013 г. на заседании Высшего церковного совета было принято решение об актуализации учебных программ и учебных пособий духовных школ. По инициативе Патриарха Кирилла создана рабочая группа во главе с митр. Иларионом, которой поручено выработать рекомендации по подготовке новых учебных пособий по всем дисциплинам, изучаемым на бакалавриате духовных школ.
Особое внимание Святейший Патриарх Кирилл уделяет системе повышения квалификации сотрудников всех уровней церковного управления и деятельности — от правящих епископов до помощников настоятелей и приходских специалистов разного профиля. Отмечая особую роль курсов повышения квалификации для новопоставленных архиереев, организованных Общецерковной аспирантурой и докторантурой им. св. равноапостольных Кирилла и Мефодия, Патриарх Кирилл подчеркнул, что «в связи с открытием новых епархий эта работа сейчас очень востребована, потому что именно молодые архиереи, которые только вступают на путь своего служения, нуждаются и в освежении богословских знаний, и в новой информации, касающейся внешней деятельности, и, конечно, в знакомстве с теми документами, с теми решениями Архиерейских Соборов и Священного Синода, которые определяют развитие современной церковной жизни» (Слово Святейшего Патриарха Кирилла на Наблюдательном совете Общецерковной аспирантуры и докторантуры. 28.02.2014 // РПЦ: Офиц. сайт МП). По благословению Святейшего Патриарха Кирилла курсы проводятся не только в России (Москва), но и в др. странах канонической территории РПЦ (Белоруссия, Казахстан, Узбекистан). В окт. 2013 г. Свящ. Синод утвердил «Положение о порядке реализации программ по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности».
Посещение Патриархом Кириллом Издательского центра РПЦ. Москва. Май 2009 г.
Богословская наука постоянно находится в центре внимания Святейшего Патриарха Кирилла, полагающего, что ее развитие на совр. этапе невозможно «без взаимодействия с ведущими отечественными и зарубежными образовательными учреждениями». Диалог Церкви и науки требует системных мер в области церковной научной деятельности, к-рая нуждается в большем взаимодействии ее центров. Особенно отчетливо эта проблема выявилась при работе над созданием совр. «Катехизиса Русской Православной Церкви», начатой в 2011 г. Решающим в этой области стало учреждение Общецерковной аспирантуры и докторантуры (2009), Общецерковного диссертационного совета (2011) и Координационного центра по развитию богословской науки в РПЦ (2013).
Патриарх Кирилл совершает рукоположение студента МДА во пресвитера.
24 марта 2012 г. (ц. Ризоположения на Донской ул. в Москве)
Важным направлением деятельности Святейшего Патриарха Кирилла являются меры по координации издательской деятельности в РПЦ. В наст. время эти функции осуществляет Издательский совет, обеспечивающий также экспертизу и каталогизацию церковной печатной продукции. Удалось существенно ограничить поток некачественной псевдоправославной с элементами оккультизма лит-ры, попадающей в церковные магазины и лавки, и одновременно активизировать развитие церковной проповеди через книгу (книжные выставки-ярмарки, конкурс «Просвещение через книгу», учреждение Дня православной книги, приуроченного ко дню выпуска (1 марта 1564) Иваном Фёдоровым Апостола — 1-й датированной печатной книги на Руси, ежегодная Патриаршая лит. премия, программа инновационного развития правосл. б-к, курсы для библиотекарей, библиографов и др.). С 2010 г. на рецензирование в Издательский совет было подано более 10,5 тыс. наименований изданий, из них одобрено более 9 тыс.