Отношения с протестантскими деноминациями
Одна из главных задач деятельности Русской Церкви на мировой арене — свидетельствовать непреходящее значение христ. ценностей в жизни общества. Святейший Патриарх Кирилл считает необходимым создание механизмов сотрудничества РПЦ с различными орг-циями как в странах ее пастырской ответственности, так и за рубежом для воплощения этих норм в жизнь. При этом он полагает, что «Церковь не может что-то навязывать кому бы то ни было. Она может пользоваться только методом убеждения и свидетельствовать о собственном опыте» (Доклад на Архиерейском совещании 2010 г. // Собрание трудов. Сер. 1. 2012. С. 181). Союзниками РПЦ в деятельности по сохранению христ. нравственных ценностей могут быть и те религ. орг-ции, к-рые, пребывая вне общения с правосл. Церковью, «сохраняют основные христианские истины и традиционную мораль». Но таких, по мнению Патриарха Кирилла, становится все меньше, т. к. идет процесс секуляризации протестант. среды, к-рая и в богословии, и в экклезиологии, и в области морали все более и более подпадает под влияние антихрист. идеологии и отдаляется от христ. норм жизни. Именно сегодня, считает Святейший Патриарх Кирилл, «со всей очевидностью обнаружилось фундаментальное различие между Православием и протестантизмом, высветилась главная проблема, лежащая в его основе: Православие хранит норму апостольской веры и церковного устройства, как она запечатлена в Священном Предании Церкви, и видит своей задачей постоянную актуализацию этой нормы во имя осуществления пастырских и миссионерских задач. В протестантизме же во имя решения тех же самых задач допускается такое богословское развитие, которое реформирует саму эту норму» (Там же. С. 184). Либерализация нравственных норм ярко проявилась, в частности, в благословении рядом протестант. деноминаций «однополых союзов» и в посвящении в пасторское и епископское достоинство открытых гомосексуалистов. По этой причине РПЦ вынуждена была прервать отношения с Епископальной Церковью в США и с Лютеранской Церковью Швеции. Невозможность богословского диалога не отменяет сотрудничество в социальных, нравственных, экологических и др. актуальных для всего человечества вопросах. Но даже и здесь, как отмечает Святейший Патриарх Кирилл, далеко не все протестант. церкви и объединения осознают опасность пересмотра своей этической доктрины и даже экклезиологии в угоду греховным обычаям секулярного мира. «В этих условиях,- заключает Патриарх Кирилл,- поиски вероучительных консенсусов, которыми занимались участники диалога на протяжении десятилетий, во многом теряют смысл» (Доклад на Архиерейском Соборе 2013 г. // ЖМП. 2013. № 3. С. 44).
Святейший Патриарх Кирилл оценивает совр. положение межхрист. орг-ций как «затяжной кризис», причины к-рого он видит в «поляризации христиан между либеральным и традиционным прочтением христианского послания» (Предстоятель РПЦ рассказал о деятельности ОВЦС Московского Патриархата. 2.02.2010 // РПЦ: Офиц. сайт. МП). В значительной мере это свойственно крупнейшей международной христ. орг-ции — ВСЦ, стоящей перед задачей найти баланс в отношениях между правосл. и протестант. Церквами — членами ВСЦ. Взаимодействие в рамках КЕЦ осложнено отказом этой организации рассматривать в качестве своего члена Эстонскую Православную Церковь Московского Патриархата (при членстве в КЕЦ соответствующей структуры К-польского Патриархата), что делает участие РПЦ в работе этой орг-ции невозможным. Более успешно развивается деятельность созданного по инициативе Патриарха Кирилла Христианского межконфессионального консультативного комитета стран СНГ и Балтии (ХМКК), т. к. практически все христ. общины Восточноевропейского региона придерживаются традиц. взгляда на нравственные ценности христианства. 4 февр. 2010 г. в Москве состоялось пленарное заседание ХМКК, посвященное теме «Христианская семья — „малая церковь“ и основа здорового общества»; в итоговом документе была отражена совместная позиция, в основе к-рой убежденность в неизменности традиц. семейных ценностей. В февр. 2014 г. в С.-Петербурге состоялся IV пленум ХМКК, в работе к-рого приняли участие представители христ. Церквей Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана, Украины и Эстонии. Основными темами пленума были кризис института семьи и проблемы сиротства. В обращении к участникам пленума Святейший Патриарх Кирилл написал: «Сегодня мы становимся свидетелями кризиса семейных ценностей, который связан с отказом от норм христианской морали и, в свою очередь, ведет к обострению многих социальных проблем, в том числе и проблемы сиротства. Будучи учениками Господа нашего Иисуса Христа, мы призваны общими усилиями противостоять устанавливаемым секулярным обществом нормам и правилам, идущим вразрез с Божественными установлениями. В связи с этим одно из ключевых направлений межконфессионального диалога состоит в том, чтобы в условиях стремительно меняющегося мира способствовать сохранению традиционных представлений о браке, укреплению семейных уз и формированию у молодых людей ответственного отношения к материнству и отцовству как к дару и милости Божией. Мы также должны помогать детям, оставшимся без попечения родителей, всячески содействовать их усыновлению, дабы тем самым явить окружающим пример той любви, которая является нравственной основой института христианской семьи» (РПЦ: Офиц. сайт МП. 26.02.2014).