Деятельность по укреплению церковного единства
«Дорожной картой» для Святейшего Патриарха Кирилла в этой сфере стало определение Архиерейского Собора 2008 г. «О единстве Церкви», в котором присущее различным частям РПЦ национальное и культурное своеобразие признано историческим достоянием Русской Церкви, призванным служить ее росту и единению. Патриарх Кирилл уверен, что влияние православной Церкви в историческом прошлом определяло ценностный вектор развития народной жизни в большинстве стран, входящих в каноническую территорию РПЦ: «Большинство населения России, Украины, Белоруссии, Молдавии и значительная часть населения других стран, входящих в каноническую территорию Московского Патриархата, исповедует Православие. Церковь и народ во многом составляют одни и те же люди. Наша церковная и гражданская история теснейшим образом переплетены» (Доклад на Архиерейском Соборе 2013 г. // Там же. С. 33). Многообразие в единстве отражается в современном устройстве РПЦ, включающем в пределах единого Московского Патриархата части с различными степенями самостоятельности: автономные и самоуправляемые Церкви, экзархаты, митрополичьи округа.
Патриарх Кирилл в Пахомиевом мон-ре в Тирасполе,
Молдавия. 9 сент. 2013 г.
Важнейшим фактором церковного единства Святейший Патриарх Кирилл считает систематический обмен позитивным опытом и взаимодействие епархий Русской Церкви, находящихся в разных государствах, по наиболее значимым направлениям церковно-общественного служения: социальному, катехизическому, образовательному, миссионерскому, научному, информационному. Примером такого взаимодействия стали выездные курсы повышения квалификации, проведенные по инициативе Патриарха Кирилла. Общецерковной аспирантурой и докторантурой в Казахстанском и Среднеазиатском митрополичьих округах, и общецерковные конференции и съезды. Святейший Патриарх Кирилл неоднократно посещал с первосвятительскими визитами Украину, Белоруссию, Молдавию, Казахстан, Азербайджан, Эстонию.
Патриарх Кирилл уделяет пристальное внимание тому, как складываются церковно-государственные и церковно-общественные отношения в странах, составляющих каноническую территорию РПЦ. Начиная с Архиерейского Собора 2011 г. Патриарх представляет в своих докладах аналитические обзоры по этой тематике по всем гос-вам канонической территории, затрагивает существующие проблемы. Положительными явлениями Патриарх считает опыт соработничества Церкви и гос-ва в РФ, законодательство о религиозных орг-циях в Белоруссии и Латвии, опыт Казахстана, где создана «уникальная модель межэтнического и межрелигиозного взаимодействия, получившая признание в мировом сообществе» (Доклад на Архиерейском Соборе 2013 г. // РПЦ: Офиц. сайт МП).
Молебен в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени.
22 апр. 2012 г. Москва
С особым вниманием Патриарх Кирилл относится к укреплению единства с УПЦ, проходящей сложные периоды существования (церковные расколы, агрессия со стороны греко-католической Церкви и т. д.). Святейший Патриарх Кирилл неоднократно подчеркивал, что именно Киев — «место рождения великой православной цивилизации, объединившей народы Святой Руси… град единой купели Крещения» (Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к Полноте Русской Православной Церкви в связи с событиями на Украине. 21.02.2014 // РПЦ: Офиц. сайт МП). Киев стал традиц. местом проведения заседаний Свящ. Синода РПЦ, Патриарх многократно посещал Украину с архипастырскими визитами, знаковым событием 2013 г. стало широкое празднование 1025-летия Крещения Руси. В трагические для Украины дни весны 2014 г. Патриарх Кирилл с болью говорил о новых попытках разрушения единства Русского мира: «Сегодня все мои мысли там, на Украине, среди нашего верующего народа, который проходит через тяжелейшие испытания. По крайней мере, 400 с лишним лет предпринимались попытки расколоть и разделить Русский мир. Когда мы говорим „Русский“, то не следует трактовать это так, как это делают наши недоброжелатели, говоря о Российской империи и о Советском Союзе. Речь идет о Русском мире, речь идет о великой русской цивилизации, вышедшей из Киевской купели Крещения и распространившейся на огромные просторы Евразии. Вот эта самобытная цивилизация, в основе которой — Православие и нравственные ценности Православия,- более 400 лет не дает покоя тем, кто в этой мирной цивилизации видит некий вызов своим собственным идейным установкам. И мы знаем, что всякий раз, когда на Отечество наше нападали враги, то главное, что они хотели сделать,- это разделить наш народ, и особенно оторвать южные и западные русские земли от единого мира. Сегодня на пространствах этого мира существуют независимые государства, и мы с уважением относимся к их суверенитету, к их готовности и желанию самостоятельно строить свою национальную жизнь. Но это не означает, что стремление к законному суверенитету, к реализации этого суверенитета должно сопровождаться разрушением общего, единого духовного пространства. И сегодня мы молимся о том, чтобы никогда не произошло военных столкновений между братьями, чтобы никогда единоверные, единокровные братья не приносили смерть и разрушения друг другу. Поэтому главная молитва, которую я сегодня совершаю,- это молитва о мире на Украине, о мире в отношениях между братьями, живущими сегодня как на Украине, так и в Российской Федерации. Всегда залогом этого мира и единства была наша единая Церковь, и дай Бог, чтобы это единство не было разрушено внешними политическими силами» (Слово после Литургии Преждеосвященных Даров в 38-ю годовщину архиерейской хиротонии. 14.03.2014 // РПЦ: Офиц. сайт МП).
В день праздниккас Почаевской иконы Божией Матери
в Свято-Успенской Почаеской лавре. 5 авг. 2009 г.
Неурегулированной остается ситуация в Эстонии, где позиция К-польского Патриархата препятствует выполнению достигнутых в 1996 г. в Цюрихе соглашений, предоставляющие равные права на церковную собственность как ЭАПЦ, так и ЭПЦ МП. Несмотря на все эти трудности, высокий авторитет РПЦ сохраняется на всей ее канонической территории. В докладе на Архиерейском Соборе 2013 г. Святейший Патриарх Кирилл отметил укрепление влияния Церкви на мировоззрение активных участников политической и общественной жизни в разных странах: «Многие из них стали прислушиваться к голосу Церкви, лучше понимать ее задачи и природу, воздерживаться от попыток использовать Церковь в сугубо мирских, а тем более низменно-эгоистических целях… Для людей становятся все более важными вопросы нравственности, справедливости, присутствия в обществе высших ценностей, места религии в его жизни». Важной составляющей в деятельности Патриарха Кирилла по отстаиванию интересов правосл. граждан и общин являются его постоянные встречи с руководством гос-в, находящихся на канонической территории РПЦ. Святейший Патриарх Кирилл встречается с главами России, Украины, Белоруссии, неоднократно имел прямые переговоры с руководством Молдавии, Казахстана, встречался с президентом Латвии, премьер-министром и спикером парламента Эстонии, с президентом Азербайджана.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и митр. Киевский и всея Украины
Владимир совершают молебен на Владимирской горке в Киеве. 27 июля 2013 г.
Много внимания Патриарх Кирилл уделяет развитию отношений с самыми дальними странами канонической территории РПЦ: Японией и Китаем. Визит в Японию состоялся осенью 2012 г., через год после природной катастрофы, в результате к-рой погибли десятки тыс. человек, многие получили ранения, были разрушены сотни населенных пунктов, серьезно пострадали и храмы Японской Православной Церкви. Русская Церковь сразу откликнулась на эту беду: в храмах и мон-рях РПЦ было собрано более 1 млн долл. для помощи пострадавшим. В мае 2013 г. состоялся 1-й в истории патриарший визит в Китай, во время к-рого Святейший Патриарх Кирилл провел переговоры с Председателем КНР Си Цзиньпином, директором Государственного управления по делам религий, религ. лидерами Китая. Патриарх Кирилл встретился с кит. паствой и совершил богослужения на территории посольства РФ в Пекине, в Покровском храме Харбина, в здании бывшего собора в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» в Шанхае. Впервые после долгих десятилетий те клирики Китайской Церкви, к-рые были рукоположены до «культурной революции», смогли совершить богослужение вместе со своим Патриархом. Этот визит стал важной вехой на пути к возрождению полноценной жизни автономной Китайской Православной Церкви.