Церковно-общественные отношения
Отмечая, что религ. выбор населения в странах канонического пространства РПЦ по преимуществу либо в значительной своей части совершается в пользу Православия, Святейший Патриарх Кирилл убежден, что «все, что происходит в общественной жизни, что волнует и заботит людей, не может оставаться вне церковного внимания и действия, в том числе совершаемого силами мирян и их объединений. Мы открыты к диалогу с людьми самых разных мировоззрений. Главной целью такого диалога является благо Церкви и всего народа — благо не только материальное, но и духовное» (Доклад на Архиерейском совещании 2 февр. 2010 г. // Собрание трудов. Сер. 1. 2012. С. 162). Исходя из этой позиции, Святейший Патриарх Кирилл продолжил укрепление церковно-гос. отношений и инициировал более активную работу Церкви в сфере взаимоотношений с обществом.
Уже в 2009 г. по инициативе Патриарха Кирилла и при поддержке глав традиц. религий РФ в диалоге с высшей гос. властью РФ были найдены решения по принципиальным вопросам церковно-гос. отношений, стоявшим на повестке дня с нач. 90-х гг. ХХ в.: преподавание основ культуры, традиц. религий России в гос. и муниципальных школах, возрождение института военного духовенства и правовое разрешение вопроса о возвращении церковной собственности, экспроприированной гос-вом в годы Советской власти.
Религиозное образование в светских учебных заведениях, осуществляемое с участием РПЦ, охватывает школьное, внешкольное и вузовское образование. С нач. 2000-х гг. шла широкая общественная дискуссия о преподавании в средней школе курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», наиболее востребованным компонентом которого являются «Основы православной культуры» (ОПК). Святейший Патриарх Кирилл принимал активное участие в этой дискуссии, опираясь как на свой опыт епархиального архиерея (в нек-рых школах Смоленской обл. преподавание дисциплин, знакомящих школьников с Православием, началось факультативно в 1994), так и на представление о важности этого курса для формирования мировоззрения новых поколений, основанного на традиц. религиозно-нравственных ценностях. В 2009 г. по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла и при поддержке Межрелигиозного Совета России в рамках диалога с гос. властью РФ был расмотрен вопрос о возможности альтернативного изучения основ культуры традиц. религий России и светской этики (ОРКСЭ). 21 июля 2009 г. состоялась встреча Президента РФ Д. А. Медведева с Патриархом Кириллом и с главами традиц. религий РФ, на которой было согласовано преподавание по выбору учащихся одного из шести модулей: «Основы православной культуры», «Основы мусульманской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Мировые религии» и «Основы светской этики» в 4–5 классах общеобразовательных школ. ОРКСЭ были включены РФ в качестве эксперимента в программу 19 субъектов. В 2010—2012 гг. предмет ОПК превратился из экспериментального курса в 19 регионах России в обязательный предмет во всех школах РФ, по ОПК проводится Всероссийская олимпиада. На Архиерейском Соборе 2013 г. Святейший Патриарх Кирилл констатировал: «Вопреки прогнозам скептиков апробация не привела к росту конфликтных настроений и разделений среди детей по религиозному признаку, что во многом стало возможным благодаря активному межрелигиозному сотрудничеству, в частности, по вопросам подготовки педагогов и экспертизы учебных пособий по религиозным культурам». По мнению Святейшего Патриарха Кирилла, задачи подготовки преподавателей курсов ОПК и «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), разработки учебных пособий, расширения преподавания предметной области должны «решаться при участии представителей Церкви и православного педагогического сообщества».
Заседание Редакционного совета по написанию учебника «Основы православной культуры»
и методических материалов к нему
В области высшего образования Патриарх Кирилл настаивает на активном сотрудничестве с вузами в развитии теологического образования (образовательные системы России, Украины и Белоруссии позволяют готовить теологов в гос. ун-тах) и считает, что на сегодня «потенциал теологического образования остается практически неиспользованным» прежде всего в регионах (Доклад на Архиерейском Соборе 2013 г. // РПЦ: Офиц. сайт МП). 28 нояб. 2012 г. на совещании «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества» Святейший Патриарх Кирилл обратил внимание на насущную общественную необходимость подготовки специалистов-теологов: «…представьте: у нас будут компетентные специалисты в разных областях знания, науки и культуры, за исключением… специалистов в области религии — в то самое время, когда 80% населения крещено в православной вере и 69% населения России заявляют, что они имеют связь с Русской Православной Церковью. Добавьте к этому более 10 млн мусульман. И получается, что абсолютное большинство людей, граждан нашей страны, имеет отношение к религии, а научного изучения религии в высших учебных заведениях практически не существует. Чем это грозит? Это грозит тем, что в новой исторической ситуации, когда все большее число наших граждан обращается к религии и переживает ее значимость в личной и общественной жизни, у многих людей будет формироваться искаженная или радикальная религиозность, способная нанести урон личности, государству и обществу. Нам надо осознать очень важную вещь: теология в вузе — это не экзотическая образовательная дисциплина, не прихоть каких-то представителей Церкви, не попытка вторгнуться в чужое пространство, чтобы навязывать религиозное мировоззрение и чинить препятствия в преподавании традиционных научных дисциплин. Теология в вузах — это культурный императив для общества, которое долгое время было практически отчуждено от религии как особой сферы человеческого бытия» (РПЦ: Офиц. сайт МП. 28.11.2012). В наст. время действуют более 50 кафедр теологии в различных светских вузах на канонической территории РПЦ. В кон. 2012 г. была создана межведомственная рабочая группа во главе с митр. Иларионом (Алфеевым) для координации и развития преподавания теологии в светских вузах, призванная обеспечить согласование и взаимную поддержку деятельности всех теологических образовательных структур, наладить обмен опытом, учебными и методическими материалами. Особая задача преподавания теологии в вузах — разрушить сформировавшееся еще в советский период ложное представление о светскости общества, и прежде всего системы образования, как о его принципиальной антирелигиозности. Характерный для советской идеологии и популярный в сер. XX в. на Западе «пафос ожидания скорой смерти религии в так называемом передовом цивилизованном мире» породил устойчивое представление, что «современный образованный человек не может быть религиозным, что свободный разум и религиозная вера несовместимы». Но совр. действительность дает совершенно иную картину — «религиозная вера не только не умерла, но возрождается. Вера живет и занимает важнейшее место в жизни людей разного уровня образования, разного социального положения, разных возрастов, разной этнической и культурной принадлежности. Число таких людей неуклонно растет — и в нашей стране, и в других странах, переживших секуляризацию разных типов, и прежде всего секуляризацию атеистического типа» (Там же).
Одним из наиболее действенных инструментов в области религ. образования Святейший Патриарх Кирилл называет международные Рождественские образовательные чтения, которые через свой региональный этап активно вовлекают в обсуждение и выработку решений в области образования широкий круг специалистов на всей канонической территории РПЦ: «Рождественские чтения проводятся ровно столько лет, сколько возрождается наша Церковь,- это одно из первых начинаний, связанных с необходимостью широкого обсуждения церковной повестки дня. С каждым годом эти замечательные собрания набирают обороты, расширяется повестка дня, дискуссия становится более серьезной. Совершенно очевидно, что Рождественские чтения — это объединение огромного количества людей, небезразличных, вовлеченных в жизнь Церкви» (Речь при открытии заседания ВЦС РПЦ. 6.02.2012 // РПЦ: Офиц. сайт МП). В Рождественских чтениях 2014 г. приняли участие более 12 тыс. специалистов. Впервые в рамках чтений были организованы Рождественские парламентские встречи, эффективность к-рых высоко оценил Патриарх Кирилл: «Полагаю, что площадка Совета Федерации и Государственной Думы — это очень важное место реального диалога между Церковью и светской властью. В парламентах осуществляется интеллектуальный процесс, разрабатываются законы, а значит, формируется теория стратегического развития страны. И как важно и для Церкви, и для других традиционных религий России иметь реальный живой диалог с теми людьми, кто вовлечен с полной ответственностью в этот процесс» (Выступление на Рождественских парламентских встречах в Совете Федерации РФ. 28.01.2014 // РПЦ: Офиц. сайт МП).
Обращение Патриарха Кирилла к участникам выставки «Православная Русь»
в ЦВЗ «Манеж». Москва. 4 нояб. 2010 г.
В развивающемся диалоге Церкви, к-рая по определению Святейшего Патриарха Кирилла есть «живой организм… хранящий память и традиции предков», и культуры Патриарх полагает необходимым прежде всего решить, какие явления современного творчества могут быть отнесены к области культуры, а какие всего лишь прикрываются этим традиционно важным для рус. сознания определением: «Мы не сможем добиться никаких позитивных перемен, если в обществе не будет… согласия по поводу базовых ценностей… Эти ценности в первую очередь лежат в нравственной плоскости, потому что нравственность неизменна… Если нет этих ценностей, то какие бы явления ни относили к культуре, какие бы эпитеты к этим явлениям ни прилагались — „современное“, „модернистское“, „постмодернистское“ — это не культура. Культура, утратившая базисные ценности, перестает быть культурой, становится антикультурой» (Выступление на расширенном заседании Патриаршего совета по культуре 22 февр. 2012 г. // РПЦ: Офиц. сайт МП). Очень остро, по мнению Патриарха Кирилла, стоит вопрос об отсутствии в совр. лит-ре, театре, кинематографе образа положительного героя. В обращении к будущему Президенту РФ (заседание совета состоялось накануне президентских выборов) Патриарший совет по культуре поставил вопрос о необходимости системной «государственной стратегии возрождения и поддержания в России культуры вообще и особенно русской культуры и русского языка», охватывающей сферы науки, образования и воспитания, музейное дело, кинематограф, театр, литературу, книгоиздание и СМИ (Обращение к будущему Президенту России участников расширенного заседания Патриаршего совета по культуре 22.02.2012 // РПЦ: Офиц. сайт МП).
Рождественские чтения. Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Москва. Январь 2014 г.
С первых дней своего патриаршего служения Святейший Патриарх Кирилл особое внимание уделял вопросу возвращения РПЦ ее исторического наследия — храмов и мон-рей — реквизированных в годы Советской власти. В 2008—2010 гг. по его обращениям в безвозмездное пользование Церкви были переданы комплекс Московского Новодевичьего мон-ря и 109 монастырских зданий, расположенных на территории Соловецкого архипелага. Но процесс должен был стать постоянным и проходить на безупречной правовой основе. По инициативе Святейшего Патриарха Кирилла и при его деятельном участии, после тщательной проработки и широкого обсуждения был достигнут непростой компромисс между интересами верующих и позициями различных министерств и ведомств, нек-рых профессиональных сообществ и в нояб. 2010 г. был подписан закон РФ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», определяющий «порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности». Характеризуя это событие в докладе на Архиерейском Соборе 2013 г. Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Этот закон восстанавливает историческую справедливость и возвращает Церкви ее достояние, утраченное после событий 1917 года. …Важно, чтобы передаваемое нам наследие мы бережно сохраняли». Начался активный процесс возвращения храмов и обителей (в 2008–2012) из федеральной собственности в собственность Церкви передано было 116 объектов недвижимости, 60 из к-рых расположено на территории Калининградской епархии. В 2013 г. в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом поступило заявки от РПЦ на передачу более 200 объектов исторического наследия, часть из к-рых уже полностью оформлена в церковную собственность. Среди них ансамбль Серафимо-Дивеевского монастыря, Троицкого монастыря в г. Чебоксары, Елецкого Знаменского монастыря, Свято-Знаменского Абалакского монастыря и др.
Особое внимание Патриарх уделяет проблеме сохранения переданных РПЦ архитектурных памятников и взаимодействия с музейным сообществом, мн. десятилетия бережно сохранявшим святыни Русской Церкви. Позиция Патриарха Кирилла в этих вопросах бескомпромиссна: «Следует как на общецерковном, так и на епархиальном уровне осуществлять контроль за использованием, сохранением и восстановлением объектов культурного наследия церковного назначения, отслеживать и пресекать случаи небрежного или неправильного использования памятников культуры, их непрофессиональной реставрации» (Доклад на Архиерейском Соборе 2013 г. // ЖМП. 2013. № 3. С. 31). В 2010 г. при Патриаршем совете по культуре была образована комиссия по взаимодействию РПЦ с музейным сообществом.
Патриарх Кирилл на о-ве Беренга (Командорские о-ва).
17 сент. 2010 г.
Патриарх Кирилл с членами комиссии по сохранению духовного,
культурного и природного наследия Соловецкого архипелага.
Соловки. 21 авг. 2010 г. Фотография Новотарского
Дальнейшее развитие миссионерского служения в РПЦ требует, по убеждению Святейшего Патриарха Кирилла, создания общей методики и координации деятельности епархий. Одновременно необходимо «качественное изменение уровня так называемой внутренней миссии, то есть катехизации тех, кто был крещен, но не воцерковлен», создание «системы подготовки тех, кто приступают к таинствам: не только ко Крещению, но и, например, к браковенчанию», и «дальнейшее развитие работы среди малых народов, живущих в отдаленных краях». Для реализации этих задач Святейший Патриарх Кирилл поддержал проведение миссионерских служб при крупных храмах, мон-рях, в учебных заведениях, создание миссионерских станов в Сибири и на Дальн. Востоке, где миссия среди малых народов совмещалась бы с образованием и общим просвещением. Инициируя широкую миссионерскую работу, Патриарх особое внимание уделил проблеме подготовки кадров, поручив всем духовным учебным заведениям ввести в учебные планы миссионерскую практику, профильный синодальный отдел получил распоряжение организовать ежегодные методические совещания преподавателей миссиологии. К 2013 г. был подготовлен проект нового учебника по предмету «Миссиология», разработан стандарт миссионерских практик для учебных заведений.
Освящение иконы свт. Николая Чудотворца на Никольской башне Московского Кремля.
4 нояб. 2010 г.
Главный потенциал миссии Церкви Святейший Патриарх Кирилл видит в повседневной жизни приходов, клира и прихожан: «Дар веры получен нами для того, чтобы мы не только утешались им в уюте наших храмов, но делились им с нашими ближними… Церковь вверяет своим членам спасительную истину, способную преобразить жизнь как отдельных людей, так и целых народов… И долг православного человека — свидетельствовать об этой истине. Не только словами, хотя слова очень важны, но прежде всего жизнью, преображенной Евангелием» (Доклад на Епархиальном собрании г. Москвы 2013 г. // РПЦ: Офиц. сайт МП).
Выступление Патриарха Кирилла перед студентами вузов
С-Петербург. 29 мая 2009 г.
Патриарх Кирилл уверен, что в совр. условиях агрессивной пропаганды нравственного релятивизма, гедонизма, моральной вседозволенности и культа личного успеха предметом особой заботы Церкви должна стать молодежь. «Важно понимать, какая молодежь сегодня стремится в Церковь. В первую очередь это образованное студенчество, причем лучшая его часть, и ее уровню нужно соответствовать. Нужно быть готовым к ее вопросам, к ее позиции… Ищите то, что интересно молодым. Работать с молодежью — это значит создавать благоприятные условия для юных талантов, формировать в подрастающем поколении осознание их востребованности и Церковью, и обществом» (Доклад на Епархиальном собрании г. Москвы 2009 г. // Собрание трудов. Сер. 1. 2012. С. 282, 284). Опираясь на опыт встреч со студентами и молодежью в Москве, Калининграде, С.-Петербурге, Н. Новгороде, Витебске и др. городах, Патриарх Кирилл считает наиболее эффективными путями миссии как личные встречи духовенства с молодыми людьми, так и создание в епархиях инфраструктуры подготовки и воспитания лидеров, способных в дальнейшем развивать и координировать молодежную работу. Задача такой инфраструктуры — «дать молодым людям крепкую церковную базу, предоставить инструментарий для просветительской работы и обозначить пути для дальнейшего самостоятельного духовного развития и богословского образования» (Доклад на Архиерейском совещании 2010 г. // Там же. С. 146). При этом важно, по убеждению Патриарха Кирилла, не подменять ежедневную кропотливую работу на приходах единичными акциями, не говорить с молодежью свысока, но и не потакать моде или неразумным, лишенным нравственной основы образцам молодежной культуры. Кроме того, «важно помнить и о том, что молодежь — не „административный ресурс“… Попытка обязать молодежь к каким-либо действиям посредством административных указаний порождает, как правило, протестную реакцию» (Доклад на Архиерейском Соборе 2013 г. // ЖМП. 2013. № 3. С. 28).
Патриарх Кирилл в г. Крымск Краснодарского края. 23 июля 2012 г.
Постоянное внимание Патриарха к молодежной проблематике дает свои плоды. Если в 2010—2011 гг. он в основном говорил о проблемах и перспективах буд. работы, то уже в кон. 2012 г. Патриарх Кирилл сообщил о первых результатах: прошел ряд мероприятий под названием «Вера и дело», ставших крупнейшей площадкой для общения и обмена опытом молодежных лидеров (в т. ч. образовательные курсы, на к-рых знания по специальности «Организация работы с молодежью» получают более 100 чел. ежегодно), осуществление молодежных волонтерских программ «Помоги ближнему» и др. (только в Москве к кон. 2011 действовало 110 молодежных правосл. объединений). В русле систематизации этой работы Архиерейский Собор 2011 г. принял решение о создании при епархиальных отделах по делам молодежи молодежных советов, где молодые люди могли бы участвовать в выработке программ действий. В нояб. 2012 г. Высший Церковный Совет утвердил Положение о молодежных советах. Именно молодых людей Святейший Патриарх Кирилл считает союзниками в деле христ. просвещения: «Я очень надеюсь на вас как Патриарх… Я очень хотел бы вместе с вами делать то, что мы все должны сегодня делать, возрождая жизнь нашего народа. Мы боремся за каждого человека, за его душу, за будущее нашей страны и за будущее всего мира. Я хотел бы, чтобы вы серьезно восприняли вашу очень важную миссию в жизни Церкви» (Предстоятель РПЦ принял участие в 3-х Сретенских встречах православной молодежи // РПЦ: Офиц. сайт ОВЦС).
Патриарх Кирилл постоянно говорит о всеобщем характере социального служения Церкви, охватывающего не только церковные организации, но и каждого христианина: «Неотъемлемой частью христианской жизни является совершение дел милосердия. Говоря современным языком, именно по этому критерию мы будем судимы во Второе Пришествие Господа и Бога нашего Иисуса Христа (см.: Мф 25, 31–46)» (Доклад на Архиерейском соборе 2013 г. // ЖМП. 2013. № 3. С. 28–29). В дни бедствий на канонической территории РПЦ или за ее пределами — наводнений, техногенных катастроф, военных трагедий — была явлена готовность церковного народа откликнуться на беду ближнего: шел сбор средств и гуманитарной помощи, организовывались отряды волонтеров. Многоплановость социального служения — помощь в преодолении наркомании и алкоголизма, попечение о бездомных, инвалидах и стариках, работа в лечебных учреждениях, в приютах и детских домах — часто требует объединения усилий неск. приходов или поддержки на уровне епархии. Архиерейский Собор 2011 г. принял документ «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви», на основании которого осуществляется координация этого направления церковной деятельности. С 2011 г. ежегодно проходят общецерковные съезды руководителей епархиальных отделов социальной направленности, духовников и главных сестер сестричеств милосердия, оказывается методическая и организационная поддержка новообразованным епархиям. В РФ в 2013 г. действовало более 300 сестричеств милосердия (ок. 2,6 тыс. сестер), более 200 групп милосердия, 90 детских приютов (1,5 тыс. детей), ок. 40 богаделен, 4 специализированных прихода для слепоглухих, более 80 социальных гостиниц и временных приютов, 62 реабилитационных центра для наркозависимых, более 170 правосл. орг-ций, реабилитационных центров и приходов в помощь алкозависимым и их родственникам, 61 приют для бездомных и более 100 церковных социальных служб, помогающих бездомным, 18 приютов для беременных женщин и женщин с детьми в трудной жизненной ситуации, десятки правосл. детских садов, лагерей, досуговых и гуманитарных центров — всего ок. 3 тыс. постоянно действующих церковных социальных учреждений, проектов и инициатив.
Общение с детьми в НИИ детской онкологии и гематологии Российского онкологического
научного центра им. Н. Н. Блохина. 24 апр. 2011 г. Фотография Святейшего Патриарха Кирилла Новотарского
В 2009 г. по инициативе Патриарха Кирилла главы традиц. религий России обратились к Президенту РФ с предложением о воссоздании института военного духовенства. Предложение было поддержано, и началась многоплановая работа, в наст. время осуществляемая РПЦ во взаимодействии с министерствами обороны и внутренних дел. К нач. 2014 г. в Вооруженных силах России на штатных должностях несут служение 120 священнослужителей, идет процесс подбора кадров на выделенные Мин-вом обороны вакансии, на внештатной основе окормление военнослужащих осуществляют более 800 священников. На Архиерейском Соборе 2013 г. Святейший Патриарх Кирилл поставил задачу распространить эту практику в странах канонической ответственности РПЦ, где до сих пор служение духовенства в воинских подразделениях регулируется не законами, а 2-сторонними соглашениями между церковными и военными ведомствами (в нач. 2013 на Украине такое служение осуществляли 268 священников, в Белоруссии — 77, в Молдавии — 16).
Более активным и плодотворным стало сотрудничество РПЦ с казачеством, единство к-рого основано на верности Православию. На состоявшемся в окт. 2009 г. в Новочеркасске заседании Совета при Президенте России по делам казачества Патриарх Кирилл подчеркнул, что «казачество — это образ жизни, формируемый под духовным воздействием Православной веры». Именно поэтому, сознавая важность возрождения казачества, Патриарх «принял решение взять под особое Патриаршее водительство казачье сообщество России». Одной из первых задач Святейший Патриарх Кирилл определил «централизованное окормление казачьих сообществ Православной Церковью», с тем чтобы «священники, которые будут находиться среди казаков, должны быть благословлены Церковью, и вся вертикаль должна замыкаться на специальную службу в Москве при патриархе» (Слово на заседании Совета при Президенте РФ по делам казачества. 14.10.2009 // РПЦ: Офиц. сайт МП). Такая служба — Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством — была создана решением Свящ. Синода от 5 марта 2010 г. Прошедшие Всемирный конгресс казаков (сент. 2012) и 1-й большой съезд казачьих духовников (дек. 2013) выявили первостепенную задачу — воцерковление казаков. «От этого,- по мнению Патриарха Кирилла,- зависит, станет ли казачество играть важную роль в жизни страны, народа, Церкви или будет постепенно деградировать и исчезать как некий этнографический рудимент. Поэтому принадлежность к Церкви — это не вопрос только религиозного выбора. Это вопрос — быть или не быть казачеству, потому что лишь при условии принадлежности к Церкви в том объеме, о котором я сегодня говорю, когда духовные ценности Православия, православный образ жизни становятся ценностями и образом жизни казаков,- только в этом случае казаки смогут сохраниться в условиях колоссального многообразия взглядов, убеждений, конфронтации в современном мире, когда люди разъединяются по многим позициям — политическим, экономическим, сословным, культурным, языковым, религиозным. И нет другой силы, которая способна объединить казачество» (Выступление на открытии 1-го большого съезда казачьих духовников, 5 дек. 2013 // РПЦ: Офиц. сайт МП).
Общение с казаками в Екатеринодарской епархи. 6 дек. 2010 г. Фотография С. Власова
На протяжении веков РПЦ осуществляла духовное попечение о заключенных. Эта традиция стала возрождаться в кон. 90-х гг. XX в. К 2013 г. в юрисдикции Русской Церкви только на территории РФ в 1020 исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний имелось 517 действующих храмов (37 храмов строятся), 453 молитвенных помещения для заключенных, духовно-пастырское окормление заключенных осуществляли 954 священнослужителя. Активно идет становление православного тюремного служения на Украине, в Белоруссии, в Молдавии. В мае 2013 г. Свящ. Синод РПЦ принял «Положение о канонических подразделениях Русской Православной Церкви, функционирующих на территории учреждений УИС», синодальный Отдел по тюремному служению разработал программный документ «Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения России». С весны 2010 г. Федеральная служба исполнения наказаний РФ запустила пилотный проект по включению священнослужителей в деятельность исправительных учреждений на штатной основе, реализация проекта началась в 16 исправительных учреждениях: в Мордовии (4), Камчатском крае (3), Вологодской (5) и Саратовской (4) областях.
Патриарх много внимания уделяет взаимодействию со СМИ. Святейший Патриарх Кирилл подчеркивает: церковно-общественное служение, к-рое справедливо характеризуют как «информационное», делает актуальной общецерковную задачу создания единого информационного пространства и «современной информационной стратегии Церкви, которая в том числе будет включать в себя и нашу оценку современного информационного общества» (Доклад на Архиерейском совещании 2010 г. // Собрание трудов. Сер. 1. 2012. С. 160). Эта работа предполагает активное взаимодействие в т. ч. со светскими СМИ, все большее внимание уделяющими церковной тематике: «Ответом на запрос общества должно стать как развитие церковной журналистики, так и помощь со стороны Церкви светским СМИ, говорящим о Православии. В условиях, когда к Православию проявляется активный интерес со стороны общества и журналистов, нам важно перейти от реагирования на внешние информационные поводы к активной работе по созданию и широкому продвижению собственного новостного контента, наполняя информационное пространство общественно значимыми текстами, в центре которых будет оставаться проповедь о Христе» (Доклад на Архиерейском Соборе 2011 г. // Там же. С. 228).
Посещение Патриархом Кириллом Генштаба ВС РФ. 31 мая 2011 г.
Рост авторитета Церкви вызвал широкую медийную кампанию по публичной дискредитации Церкви, цель к-рой Святейший Патриарх Кирилл видит в разрушении церковного единства. В февр. 2011 г. Архиерейский Собор РПЦ был вынужден принять специальное Определение об «отношении Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви». В этих условиях все большее значение приобретает профессионализм и активность церковных информационных ресурсов. По убеждению Святейшего Патриарха Кирилла, епархиальные сайты должны стать источником информации о церковной жизни региона: «Следует публиковать подробную информацию о деятельности приходов и благочиний, а также епархиальных комиссий, отделов и церковных организаций. Важно рассказывать о священнослужителях и мирянах епархии, брать у них интервью. Этим мы будем свидетельствовать о многообразии епархиальной жизни… И, самое главное, призываю помнить, что общество ждет от нас того, чтобы мы являли „образец верным“ (см. 1 Тим 4. 12), своей жизнью и личным примером свидетельствуя об Истине Христовой… Без верности христианскому и пастырскому долгу никакая, даже самая продуманная, информационная деятельность не принесет плодов» (Доклад на Архиерейском Соборе 2013 г. // ЖМП. 2013. № 3. С. 32–33).
Посещение Патриархом Кириллом следственного изолятора № 5 УФСИН
по г. Москве. 7 янв. 2014 г.